Всегда и во все времена особо ценились творческие, неординарные личности. Ибо только они действительно двигают человечество вперёд по пути развития к дальнейшей эволюции. Но вот что любопытно: в последнее время термин творчество стал всё больше подменяться термином креативность. Более того между этими понятиями во множестве публикаций давно и прочно поставлен знак равенства. В инет-сообществе слова креативность, креативный, креативщик являются наиболее позитивными характеристиками для представления творческого человека. Но так ли это на самом деле? Если нет — то где та грань, которая разделяет два столь сходных понятия? Дизайн-портал depo13 взял на себя смелость разобраться в столь деликатном терминологическом заблуждении. Для начала обратимся к википедии:
Креативность (от англ. —create— создавать, творить) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.
«««<ДИЗАЙН — ПОД КЛЮЧ!!!>»»»
КУХНИ, ПРИХОЖИЕ, ДЕТСКИЕ, ГАРДЕРОБНЫЕ, СПАЛЬНИ и многое другое…
Разработка проекта опытным дизайнером и обязательная 3-Д визуализация! При желании — ПОЛНЫЙ ЦИКЛ работ С АВТОРСКИМ НАДЗОРОМ!
Для вызова или вопроса дизайнеру — ЖМИТЕ ЗДЕСЬ
Критерии креативности:
· беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;
· оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
· гибкость. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и, во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
· восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
· метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое.
· удовлетворенность — итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.
Имеются несколько гипотез по возникновению творческий способностей. Согласно первой считается, что эти способности возникли у человека разумного постепенно, в течение длительного времени и явились следствием культурных и демографических изменений человечества, в частности, роста численности народонаселения, путём сложения способностей самых умных и одарённых особей в популяциях, с последующим закреплением данных свойств в потомстве.
По второй гипотезе, высказанной в 2002 году антропологом Ричардом Клайном из Стэнфордского университета, появление креативности носило скачкообразный характер. Она возникла вследствие внезапной генетической мутации около 50 тысяч лет назад.
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Творчество — это:
· деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
· создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других;
· процесс создания субъективных ценностей.
Отраслью знания, изучающей творчество, является эвристика.
Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:
1. Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.
2. Инкубация — временное отвлечение от задачи.
3. Озарение — появление интуитивного решения.
4. Проверка — испытание и/или реализация решения.
Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.
«««<БАЛКОНЫ — ПОД КЛЮЧ!!!>»»»
ПАНОРАМНЫЕ БАЛКОНЫ
Комплексное остекление, утепление и обшивка балконов. Металлопластиковые окна и двери. Входные и межкомнатные двери. Жалюзи, роллеты.
Для вызова или вопроса мастеру — ЖМИТЕ ЗДЕСЬ
Итак креативность и творчество всё же не тождественны?
В современном обществе способность к творчеству ценится чуть ли не выше других личностных качеств. Журналист и учёный Олег Виноградов в своих попытках разобраться, из чего состоит творческий процесс и как определить креативного человека так описывает понятие творчества:
ТВОРЧЕСТВО — ЭТО ВИД КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОТОРЫЙ ВЕДЁТ К НОВОМУ ИЛИ НЕОБЫЧНОМУ ВИДЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ.
Под это определение подходят сотни вещей: решение задач, создание картины, написание оперы или проектирование атомного реактора, музыкальная импровизация.
Креативность (хоть и происходит от лат. creatre — творить) в этом случае — всего лишь способность к творчеству. К сожалению, исследования творчества едва ли охватывают все эти феномены.
В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА ПОПРОБУЙТЕ РЕШИТЬ ЭТУ ЗАДАЧУ (говорят, что меньше чем 1 человек из 10 может решить её правильно, а точнее максимально рационально, ведь правильного ответа тут нет и вовсе):
Вы с другом путешествуете в горах (в оригинальном источнике это был бразильский тропический лес, можете представить его) и наталкиваетесь на ущелье. Глубина ущелья — 12 метров 192 сантиметра, ширина — 18 метров 288 сантиметров, длина — несколько километров. У вас с собой 6-метровая лестница, плоскогубцы, спички, свечи, бесконечный запас верёвки, а вокруг камни. Как вы переберётесь через ущелье?
(ответ к этой задаче будет дан в одной из следующих статей по этой тематике)
Из чего состоит творческий процесс
В начале ХХ века британский психолог Грэм Уоллес создал одну из первых концепций творческого процесса, описав его основные этапы. Всего их четыре.
— ПОДГОТОВКА — ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ И ВЕСЬ ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ ОПЫТ (уроки математики или занятия в художественной школе);
— ИНКУБАЦИЯ — ОТВЛЕЧЕНИЕ ОТ ЗАДАЧИ. Часть учёных считают, что на этом этапе мы забываем первоначальные неэффективные решения. Другие полагают, что активно работает наше бессознательное, анализируя сотни ассоциаций;
— ИНСАЙТ — ОЗАРЕНИЕ, ПРОСВЕТЛЕНИЕ. Роберт Солсо в своём знаменитом учебнике отмечает, что инкубация далеко не всегда приводит к озарению: «Мы все знакомы с людьми, которые большую часть своей жизни пребывают в инкубации но так и не достигли просветления»;
— ПРОВЕРКА — ДЛИТЕЛЬНОЙ ЭТАП ПРОВЕРКИ ИДЕЙ И ИХ ОТБОРА.
Экспериментального подтверждения эта концепция почти не получила, но во многом напоминает отчёты о работе знаменитых творческих личностей. Самый известный пример — открытие свойств автоморфных функций французским математиком Анри Пуанкаре. Он вспоминает, что несколько недель безуспешно работал над функциями. Затем отправился в геологическую экспедицию, где совсем этим не занимался. Решение пришло к нему неожиданно. Пуанкаре вспоминает: «Мы садились в омнибус, и, когда я поставил ногу на подножку, ко мне без всякой видимой подготовки пришла идея о том, что преобразования, которые я использовал в определении автоморфных функций, идентичны преобразованиям неевклидовой геометрии».
Кто такой творческий человек?
Считается, что творческие люди эксцентричны, интерактивны, неконформны и противоречивы. Последние 100 лет исследователи пытались понять, как на самом деле устроена личность творца: от книги Чарльза Ламброзо «Гениальность и помешательство» до сложных моделей современной психологии. Стоит отметить, что в исследованиях креативности и творчества редко изучают иконических гениев (big-C, как их называют когнитивные психологи). Обычно изучают творцов, которые набрали самые высокие баллы в тестах на креативность (или little-c); например, придумали самое необычное применение кирпичу.
В психологии есть много моделей, описывающих человеческую личность. Самая популярная среди них — так называемая «большая пятёрка», в которую входят:
— ОТКРЫТОСТЬ ОПЫТУ — любознательность, хорошее воображение и широкий круг интересов.
— ЭКСТРАВЕРСИЯ — возбудимость, коммуникабельность, энтузиазм, напористость, самоуверенность.
— НЕВРОТИЦИЗМ— эмоциональная неустойчивость, чувствительность.
— ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ (сознательность) — самоконтроль, желание следовать правилам.
— ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ — доверие, доброта, альтруизм.
Некоторые факторы очевидно связаны с креативностью, например, открытость опыту и высокий уровень экстраверсии. С другими факторами всё не так однозначно. Высокий уровень невротицизма — характерная черта многих художников, хотя учёные чаще бывают эмоционально стабильными.
Добросовестность — тоже неоднозначный фактор. Креативная личность должна быть обособленной и не подчиняться правилам. Художники получают очень низкие оценки по этой шкале, а учёные — даже выше, чем в среднем в популяции. Американский исследователь Григорий Фист заметил, что креативные учёные в среднем получают куда более высокие оценки по этой шкале, нежели их менее креативные коллеги. Добросовестность связана с умением эффективно организовать работу и достичь лучших результатов в любом виде творчества.
Это первое доказательство противоречивости творческой личности.
Доброжелательность — фактор, который почти во всех исследованиях негативно коррелирует с креативностью. Учёные сходятся на том, что творческие люди имеют тенденцию к низкому уровню доброжелательности. Они не склонны к командной работе, часто несдержанны в обществе, нетолерантны и производят не самое хорошее впечатление. Американский психолог венгерского происхождения Михай Чиксентмихайи заметил, что творческие люди демонстрируют особенности личности, которые у обычных людей редко считаются позитивными. «Вероятно, парадоксальные особенности личности и многогранный характер — отличительный признак творческого человека» — говорит учёный.
Творческие люди имеют тенденцию к низкому уровню доброжелательности
Модель «большой пятёрки» не объясняет, какие особенности личности на самом деле связаны с креативностью. Поэтому исследователи Женевского университета объединили факторы из большой пятёрки в суперфакторы. Учёные выясняли, как суперфакторы связаны с генерацией и отбором идей. Они предполагали, что пластичность и дивергентность отвечают за создание идей, в то время как конвергентность помогает выбрать лучшую.
— ПЛАСТИЧНОСТЬ («открытость к опыту» и «экстраверсия»);
— ДИВЕРГЕНТНОСТЬ (наиболее низкий уровень «добросовестности» и «доброжелательности»);
— КОНВЕРГЕНТНОСТЬ (высокий уровень «добросовестности»).
В двух последовательных экспериментах приняли участие более 200 человек. Они заполняли 3 вида опросников: о личностных особенностях, создании идей и достижениях в «творческих занятиях» (например, писательстве или сочинении музыки). Для анализа данных авторы использовали моделирование структурными уравнениями (SEM). Это особый метод компьютерного моделирования, который позволяет анализировать причинные связи.
В результате оказалось, что именно высокий уровень пластичности и дивергентности (это самодостаточные, независимые нонконформисты) помогает генерировать идеи. Это напрямую связано с высоким творческим потенциалом. С другой стороны, высокий уровень конвергентности помогает отбирать лучшие идеи, но само по себе это не влияет на творческий потенциал. То есть исключительно конформные, самокритичные люди практически никогда не преуспевают в творчестве. Творческие люди полны парадоксов.
Но зато такие люди (конформные, самокритичные) вполне могут стать хорошими креативщиками и, более того, с лёгкостью вписаться в любой коллектив (прим. ред).
Как стать творческим
Бегайте по утрам, ешьте больше белков, планируйте ваш день, проводите бизнес-встречи на свежем воздухе — в интернете можно найти тысячи советов, как стать креативнее. Существуют сотни образовательных методов повысить творческий потенциал. Если верить большому мета-анализу, многие из них работают, особенно те, которые развивают когнитивные навыки и применение на практике. Не стоит забывать, что во многих лабораториях исследователи активно стимулируют мозг человека электрическими или магнитными полями и добиваются фантастических результатов при решении задач. Тут я бы хотел остановиться на способах, предложенных психологом Хейзом ещё в конце 70-х годов прошлого столетия. Даже авторы современных методов разделяют мнение, что это чрезвычайно важно.
— ПОМНИТЕ: БОЛЬШЕ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ — БОЛЬШЕ ТВОРЧЕСТВА. Почти всех гениальных людей объединяет усердие. Знаменитые художники и учёные тратили многие годы на совершенствование своих навыков и сбор информации.
— СОЗДАВАЙТЕ ПРАВИЛЬНУЮ АТМОСФЕРУ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА. Стоит вспомнить про мозговые штурмы, о которых говорит профессор UCL Винсент Волш. Это хорошо работает не только в группах, но и с самим собой.
— ИЩИТЕ АНАЛОГИИ.Сложные новые задачи часто похожи на те, которые мы уже не раз решали, но далеко не всегда это легко распознать.
Ну и напоследок — личное мнение главреда портала depo13:
Истинный творец у нас всех один, а все мы (всё человечество) — только креативщики…
Больше материалов о творчестве, таланте и развитии креативного мышления и творческих способностей человека Вы можете прочесть, посетив разделы ДИЗАЙН и ИСКУССТВО портала depo13.
А больше интересных и увлекательных статей по психологии и философии читайте ЗДЕСЬ.
Читайте на нашем портале:
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Комментарии:
0