Тест “Рисунок человека”.

30 Май 2015

Комментарии:

0
 Май 30, 2015
 0

Дизайн-портал depo13 продолжает знакомить Вас с методиками тестирования творческих способностей человека. Редактор раздела «ИСКУССТВО» нашего портала Юлия Чернуха расскажет об  одном из основополагающих тестов — простом с виду но очень глубоком по содержанию.

Тест «Рисунок человека» разработан К. Маховер в 1946 году на основе теста Ф. Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности. 

Процедура теста : ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4 (21 х 29 см.) и просят создать рисунок: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь». 
Ваша просьба может породить массу вопросов или отказ. Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер («А какого человека?»), следует отвечать уклончиво, например: «Любого», «Рисуй какого хочешь». На любые выражения сомнений можно сказать: «Ты начни, а дальше легче будет…». В ответ на вашу просьбу ребенок не обязательно создаст полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения.

dp-detskiy-risunok-17-1В принципе, любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, тем не менее если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, теперь в полный рост, целиком: с головой, туловищем, руками и ногами. Инструкция повторяется до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. Все вопросы и реплики ребенка в процессе рисования, особенности его поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения, вы должны фиксировать. То же самое касается времени рисования.

Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут вам немаловажную информацию о его особенностях. Как он отнесся к заданию? Выражал ли он сопротивление или резкий отказ? Задавал ли дополнительные вопросы и как много? Выражал ли острую потребность в дальнейших указаниях?

Если да, то каким образом: заявлял об этом прямо или это выражалось в его движениях и поведении? Может быть ребенок смело приступил к выполнению задания и ничем не выражал сомнений в своих способностях? Или его сомнения и неуверенность отражались во всем, что он делал и говорил? Подобные наблюдения дают немало пищи для размышлений: может быть, ребенок чувствует себя незащищенным, он тревожен, беспокоен, не уверен в себе, сомнителен, подозрителен, высокомерен, проявляет негативизм, чрезвычайно критичен, враждебно настроен, напряжен, спокоен, доверчив, любопытен, смущен, насторожен, импульсивен и т.д. и т.п.

После того как рисунок завершен, спросите ребенка, все ли он нарисовал, а затем переходите к беседе, которая строится на основании рисунка и его особенностей. В процессе беседы вы можете прояснить все неясные моменты рисунка, а через отношения, чувства и переживания, которые ребенок выражает во время беседы, вы может получить уникальную информацию относительно его эмоционального, психологического состояния. Беседа может включать вопросы: Кто этот человек? Где он живет? Есть ли у него друзья? Чем он занимается? Добрый он или злой? На кого он смотрит? Кто смотрит на него?

В принципе вы можете прибегнуть к краткой версии обработки графической информации. Каких-то глубоких откровений вы не встретите, но некоторые данные относительно умственного развития ребенка получите. Ответы на представленные ниже вопросы дадут понять, не проявляет ли ребенок каких-то явных отклонений, не наблюдаются ли признаки психопатологии.

1. Оцените рисунок ребенка по следующим пунктам (дайте каждому положительному ответу один балл):

1. У человека нарисована голова.
2. У него две ноги.
3. Две руки.
4. Туловище достаточно отделено от головы.
5. Длина и ширина туловища пропорциональны.
6. Плечи хорошо прорисованы.
7. Руки и ноги соединены с туловищем правильно.
8. Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены.
9. Шея ясно просматривается.
10. Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы.
11. У человека нарисованы глаза.
12. У него нарисован нос.
13. Нарисован рот.
14. Нос и рот имеют нормальные размеры.
15. Видны ноздри.
16. Нарисованы волосы.
17. Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову.
18. Человек нарисован в одежде.
19. По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка).
20. Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована.
21. Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.
22. На руках изображены пальцы.
23. На каждой руке пять пальцев.
24. Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены.
25. Большой палец достаточно хорошо выделен.
26. Хорошо прорисованы запястья путем сужения и последующего расширения предплечья в области кисти.
27. Прорисован локтевой сустав.
28. Прорисован коленный сустав.
29. Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу.
30. Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза.
31. Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног.
32. Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое.
33. Длина и ширина конечностей пропорциональны.
34. На ногах можно различить пятки.
35. Форма головы правильная.
36. Форма тела в целом правильная.
37. Очертания конечностей переданы точно.
38. Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют.
39. Уши хорошо различимы.
40. Уши находятся на своем месте и имеют нормальные размеры.
41. На лице прорисованы ресницы и брови.
42. Зрачки расположены правильно.
43. Глаза пропорциональны размерам лица.
44. Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону.
45. Четко различимы лоб и подбородок.
46. Подбородок отделен от нижней губы.

Выводы сделать очень легко.

В целом рисунок ребенка должен соответствовать приведенному описанию. Чем его рисунок ближе к этому образцу, тем выше уровень его развития. Присвоив каждому положительному ответу один балл, суммируйте полученные баллы. 
Нормально умственно развитый ребенок должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные внизу очки.

  • 5 лет — 10 очков
  • 6 лет — 14 очков
  • 7 лет — 18 очков
  • 8 лет — 22 очка
  • 9 лет — 26 очков
  • 10 лет — 30 очков
  • 11 лет — 34 очка
  • 12 лет — 38 очков
  • 13 лет — 42 очка
  • 14 лет — свыше 42 очков

В пользу ребенка говорят такие дополнительные детали рисунка, как трость, портфель, роликовые коньки и т.д.,но при условии, что эта деталь является уместной в данном рисунке или даже необходимой для данного изображенного человека, например меч для воина.

На рисунке могут присутствовать и негативные знаки, на которые следует обратить внимание, поскольку они могут свидетельствовать об определенных проблемах.

dp-detskiy-risunok-19-1

Рис.1 Рисунок человека без носа и рта.

  • На лице нет глаз; один глаз на лице в анфас; два глаза на лице в профиль.
  • Нет носа, нос в виде одной вертикальной линии или точки.
  • Нет рта или одномерный рот в виде горизонтальной линии.
  • Нет туловища или туловище в виде палочки.
  • Нет рук (одна рука у фигуры в анфас), нет пальцев.
  • Кисти в виде рукавиц, кисти-обрубки или круги без пальцев.
  • Нет ступней.
  • Нет одежды и нет никаких половых признаков.
  • Голень шире бедра и другие нарушения пропорций тела.

2. Отметьте прежде всего имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры, например, такие, которые перечислены выше.

Если мы исходим из того, что рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела, который считается очень восприимчивым к внешним раздражителям, нарушающим эмоциональное состояние ребенка, то на рисунке будут символически отражаться проблемы, которые он испытывает. Чем значительнее расстройство ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и графическое представление последнего. Вслед за образом тела рисунок ребенка может пострадать полностью или частично либо просто стать незначительно отличающимся от общепринятого. Среди серьезных отклонений, такие, как изображение фигуры с разрозненными частями тела, совершенно неуместные детали, изображение вместо человека другого объекта, стирание нарисованной человеческой фигуры, жесткие, неподвижные, роботоподобные (рис. 2) или очень причудливые фигуры.

dp-detskiy-risunok-20

Рис.2

1. Подобные случаи свидетельствуют о серьезных проблемах и расстройствах. 

Еще один значимый негативный фактор — это изображение ребенком фигуры противоположного пола, который не обязательно связан с гомосексуальными тенденциями, как часто принято считать. Это может быть выражением спутанной сексуальной роли, сильной привязанности или зависимости от родителя противоположного пола, сильной привязанности или зависимости от некоего другого человека противоположного пола.

Столкнувшись с чем-то подобным или просто непонятным, не спешите делать выводы. Некоторые странности в рисунках могут иметь простые и правдоподобные объяснения. Поэтому следующим этапом будет описание нарисованной фигуры. Попросите ребенка рассказать, кто изображен на его рисунке. Даже простое описание ребенком рисунка может дать интересную информацию, поскольку, несмотря на отсутствие внешнего сходства автора и его творения, в описании фигуры речь пойдет о самом ребенке, его чувствах, мыслях и переживаниях.

Другие вопросы, которые следует задать ребенку, дабы получить от него максимум информации:

  • Кто он?
  • Знаком тебе этот человек?
  • На кого он похож, кого он напоминает?
  • О ком ты думал, когда рисовал?
  • Что делает нарисованный человек, чем он в данный момент занят?
  • Сколько ему лет?
  • Где он находится?
  • Что вокруг него?
  • О чем он думает?
  • Что он чувствует?
  • Чем он занимается?
  • Он тебе нравится?
  • него есть плохие привычки?
  • У него есть какие-нибудь желания?
  • Что тебе приходит в голову, когда ты смотришь на этого нарисованного человека?
  • Этот человек здоров?
  • Что больше всего хочет этот человек?

2.     Во время этой беседы с ребенком вы можете попросить его разъяснить или прокомментировать имеющиеся на рисунке неясные детали, сомнительные или нечеткие места. Спросите также, какая часть тела, по его мнению, получилась лучше всего и почему, а какая часть самая неудачная, почему.

Другой вариант беседы с ребенком — попросить его сочинить историю об этом человеке.

После того как вы собрали первичную информацию с помощью этого краткого опроса и анализа поведения ребенка во время рисования, следует перейти к интерпретации рисунка. Прежде всего, нужно иметь в виду, что каждая часть изображенной фигуры имеет символическое значение, характер которого учитывается при интерпретации. Каждый орган тела приобретает особое символическое значение, поскольку в нем проявляются отголоски эмоциональной и социальной жизни ребенка.

3.     В очередной раз хотим предупредить о неприемлемости поспешных заключений. Исследования показывают, что способы и манера выражения эмоций, переживаний, конфликтов и других аспектов психической жизни ребенка изменяются в зависимости от ситуации и варьируются от человека к человеку. Поэтому вы не должен пытаться ставить какой-то диагноз на основе единичного знака, в процессе анализа необходимо учитывать рисунок как целое.

Обращаем Ваше внимание на тот факт, что в случае весьма нестандартного изображения человека в тестовых рисунках, нужно не делать поспешных выводов, а показать рисунки специалистам — преподавателям изобразительного искусства и детским психологам. И, можно с уверенностью сказать, что вы узнаете о характере, творческих способностях и психологии своего ребёнка много интересного.

Символические значение фигуры человека

Голова — олицетворение сферы интеллекта, место локализации «я» ребенка, его психического центра, поэтому не удивительно, что голове уделяется максимальное внимание. Если ребенок уделяет голове слабое внимание — это может говорить о проблемах адаптации к социальной среде, трудностях общения или даже наличии невроза, поскольку голова и, в частности, лоб — это также отражение самоконтроля и сферы социальных контактов. Это та часть тела, которая всегда открыта взглядам окружающих и через это вовлечена в процесс отношений с другими людьми. Отсутствие лба обозначает, что ребенок сознательно игнорирует умственную сферу. Соотношение пропорций головы и туловища есть отношение между физическим и духовным в ребенке. Если у человека непропорционально большая голова — это может быть знаком того, что ребенок страдает от головных болей или испытывает иные негативные воздействия в этой области. Фиксация на голове может быть связана с ослаблением интеллектуальных способностей или контроля, в результате чего значение этой части тела для ребенка возрастает. Большая голова выступает в таком случае как выражение стремления компенсировать недостающее. Подростки, осознающие свое отставание от сверстников в умственном развитии, в развитии навыков чтения или письма и т. п. или страдающие от нарушений адаптации, также часто рисуют большую голову у человека.

Волосы. Выделение волос на голове может свидетельствовать о стремлении подчеркнуть мужественность мужской фигуры. Акцентирование девочек на волосах, тщательное изображение пышных причесок, длинных, ниспадающих каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшательства может свидетельствовать о раннем сексуальном созревании.

Лицо — символ сферы общения, важнейший центр коммуникации. Его принято считать самой социальной частью рисунка. Ребенок, который испытывает сложности в общении, робок, стремится к уходу от проблем, связанных с конфликтами в отношениях с окружающими, изображает черты лица нечетко, слабо их прорисовывает, изображает очень схематично, упускает изображение черт лица. Одновременно он может тщательно и уверенно выделять другие части фигуры. Показателен и тот случай, когда лицо ребенок рисует в последнюю очередь. Отношения такого ребенка очень поверхностны, других людей он терпит постольку-поскольку. Он чрезвычайно насторожен, ожидает от других только плохого, часто враждебно настроен к окружающим. Об агрессии и враждебности мы можем говорить и в случае изображения соответствующего выражения лица: вытаращенные глаза, сжатые губы или открытый рот с оскаленными зубами. Хорошо прорисованные черты лица говорят о внимании к себе, здоровом самоуважении. С другой стороны, сосредоточенность на этой части, чрезмерное подчеркивание и выделение черт лица могут быть попыткой создать образ социально адаптированного, успешного, обладающего личной энергетикой человека, дабы компенсировать свою неадекватность и слабость самоутверждения.

Закрашенное лицо — довольно негативный знак, который соотносится с потерей идентичности, утратой чувства собственного «я». Не менее тревожный факт — изображение звериного лица или напоминающего робота, а также обезличенного, ничего не выражающего лица, о котором можно сказать, что оно неживое.

Подбородок. За ним закрепилось стереотипное значение, согласно которому мы знаем, что подбородок — отражение силы воли, властности, мужественности и т.д. Увлечение изображением подбородка, которое проявляется в том, что его часто стирают, перерисовывают, обводят или рисуют заметно выступающим (на рисунках фигуры в профиль), может расцениваться как компенсация слабости, нерешительности, боязни ответственности. Это может обозначать стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих. Такая интерпретация еще более обоснована в том случае, если сильная, с нажимом, прорисовка всего лицевого профиля сочетается со слабыми, легкими линиями в изображении остальных частей. В таком случае можно предполагать, что автор рисунка в действительности подобными качествами не обладает и лишь рисует себя таковым в воображении.

Брови. Бровям придается то же значение, что и волосистому покрову головы. Аккуратные брови, так же как и аккуратная прическа, — свидетельство заботы о собственной внешности, ухоженности, сдержанности, умеренности. Густые, мохнатые брови говорят о грубости характера, строптивости, несдержанности, примитивности нравов и т.д. Поднятые брови ассоциируются с надменностью и высокомерием.

Уши — если они есть, то обозначают открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру. Уши дети начинают изображать в довольно позднем возрасте, поэтому пропуск этой части тела или сокрытие ее за волосами считается незначимым. Определенное выделение ушей на рисунке может свидетельствовать о чувствительности к замечаниям и осуждению и косвенно — об упрямстве и неподчинении авторитетам.

Глаза, как известно, — зеркало души, отражение внутреннего мира ребенка. Уже одно выражение глаз может многое сказать о ребенке: стыдливое, мечтательное, угрюмое. Пристальный, пронизывающий взгляд — выражение агрессивности. Глаза большие, с прорисованными зрачками или без зрачков с заштрихованными склерами — символ страха или тревоги. Большие и тщательно прорисованные глаза в основном рисуют девочки и гораздо реже — мальчики. Глаза широко открытые, но не преувеличенные, могут быть знаком любознательности. Взгляд не прямой, а скошенный говорит о подозрительности.

Поскольку с помощью глаз мы контактируем с окружающим миром, в случае с маленькими глазами мы можем говорить о скрытности, сосредоточенности на себе, поглощенности собственными чувствами. Закрытые глаза — попытка отгородиться от внешнего мира, от контактов с окружающими. Отсутствие зрачков, пустые глазницы, вероятно, говорят о крайнем эгоцентризме, о том, что ребенок не находит вокруг ничего достойного своего внимания. Красивые, симметричные, хорошо прорисованные глаза — отражение желания быть привлекательным, симпатичным другим людям.

Рот — многозначный элемент. Если рот открыт, то это принято считать признаком агрессии или вербальной активности агрессивного характера, если прорисованы зубы, то это явная агрессия. Возможно, она носит защитный характер. Выделение рта, которое может выражаться в стирании, смещении, непропорциональных размерах, подчеркивании и т.д., в целом типично для маленьких детей, еще не так давно находившихся в оральной зависимости от матери. У детей более старшего возраста это уже становится признаком зависимости, несамостоятельности. Рот, обозначенный одной прямой чертой, может говорить о внутреннем напряжении.

Губы — общепринятый символ сексуальной сферы. В рисунках детей губы одна из тех деталей, с помощью которых передается общее выражение лица. Пухлые губы у фигуры, нарисованной девочкой, — признак верной половой идентификации. Прорисованные губы на рисунке подростка могут означать наличие нарциссических тенденций.

Нос — сам по себе не имеет интерпретационного значения. Часто в связи с носом вспоминают о психоаналитической трактовке, в русле которой он считается сексуальным символом. Хотя практикующие психологи считают, что испытывающий сексуальные проблемы подросток, вероятнее всего, будет акцентироваться на таких символах, как галстук или карманы брюк, а не на носе. Отсутствие носа может указывать на некоторую степень интеллектуальной недостаточности.

Шея является связующим звеном между телом (символ животных страстей, импульсивной жизни) и головой (интеллектуальный центр, разум, контроль). Области шеи уделяют внимание те, кто озабочены соотношением телесных побуждений и сознательного контроля.
Такие люди не уверены, что всегда могут справиться со своими импульсами. Для них характерно состояние некой раздвоенности. Длинная шея ассоциируется с зажатым, скованным, морализаторским, манерным человеком, хорошо контролирующим себя.
Короткая шея может символизировать естественность, прямолинейность. Отсутствие шеи в рисунках детей является признаком незрелости.

dp-detskiy-risunok-21-1

Рис.3

Руки — символ активности, коммуникативности и контактности (рис. 3). Если руки человека разведены в стороны, как бы для объятия, протянуты по направлению к окружению — это признак общительности, активного взаимодействия с внешним миром. Если же руки, напротив, спрятаны за спиной, вяло висят вдоль тела, плотно прижаты к телу, ладони скрыты в карманах — это может говорить о необщительности и замкнутости. В сочетании с другими особенностями рисунка это может оказаться признаком ухода в себя, самовлюбленности и тщеславия или сильного внутреннего напряжения. Другая важная характеристика изображения рук — это их тонус. Гибкие, подвижные, свободно располагающиеся руки, вероятно, обозначают хорошую социальную приспособленность, легкость установления контактов с окружением, активное внедрение в среду. Жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямыми углами руки могут характеризовать поверхностные и неэмоциональные контакты с внешним миром.

Если внимательно рассмотреть детали детского рисунка, он может многое рассказать родителю, начиная с развития нервной системы ребенка, заканчивая атмосферой в семье.

На совсем раннем этапе (до трех лет) рисунок чаще всего представляет собой черточки, точки, круги. Малыш пробует карандаш, кисть, фломастер. Чаще всего малыш в этом возрасте сначала рисует нечто, а уж потом придумывает, на что это может быть похоже. Позднее (к четырем годам) появляется замысел рисунка: чем больше ребенок знает о мире, тем больше знаний старается вложить в рисунок. Во всем мире дети начинают рисовать одинаково: каракули посередине листа, затем круги-спирали, позже появляются лучи (солнце), которое потом трансформируется в человечка – голову с ножками. Лицо появляется несколько позже.

Примерно с этого возраста (3,5-4 года) объектом пристального внимания и изучения юного художника становится человек. Ведь дети рисуют то, что им больше всего нравится, а человек был и остается любимым предметом их творчества. С точки зрения психодиагностики именно рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Конечно же, информацию, скрытую в таком «послании», нужно уметь грамотно прочесть. Специалисты-психологи, которые используют в своей работе рисуночные методики, должны обладать достаточной квалификацией и опытом работы с детьми. И, конечно, единичный рисунок не может служить основанием для окончательных выводов и рекомендаций.

О чем расскажет рисунок?

Анализируя детский рисунок, можно сделать некоторые выводы о развитии нервной системы малыша: в рисунке отразится уровень развития его зрения и моторики, сенсомоторной координации (соотношение того, что малыш хотел нарисовать и того, что получилось). Рисунок сигнализирует нам об эмоциональном состоянии ребенка в момент творчества, об уровне интеллекта, волевой сфере (насколько тщательно прорисованы детали, насколько закончен рисунок). Окончательные выводы лучше доверить профессионалам, однако внимательные родители, заботящиеся об гармоничном развитии своего чада, не останутся в стороне от анализа результатов его творчества, всегда смогут заметить в работах малыша что-то необычное, почувствовать скрытое напряжение, недовольство, назревающий внутренний конфликт. Итак, на что же следует обратить внимание, восхищаясь очередным шедевром своего юного художника?

Рисунок семьи
dp-detskiy-risunok-9-2

Это одна из наиболее популярных методик, которую используют психологи в работе с детьми младшего школьного возраста. Предложи и ты своему ребенку нарисовать вашу семью. Не подсказывая, не уточняя, кого, где и как он должен рисовать. Малыш может спрашивать: «А бабушку рисовать? А кошку?» Предложите ему  решать самому, а еще лучше – уйдите в другую комнату и займитесь своими делами.
Последовательность. Если первым ребенок нарисовал себя, это совсем не означает, что он – эгоист. Это – нормально, ведь малыш рисует свой мир, который он воспринимает через себя самое и в котором он – главный волшебник. Совсем другое дело, если себя малыш нарисовал отдельно от остальных. Возможно, в какой-то момент он ощутил, что существует сам по себе? Следующим после своего изображения, малыш вероятнее всего нарисует того члена семьи, которого считает наиболее важным. Последним – кошку, собаку, рыбок или попугая. А вот если домашнее животное окажется вторым по счету, это может означать, что твоему малышу одиноко. Тревожным сигналом можно считать рисунок, на котором малыш забыл нарисовать кого-то из близких. Возможно, этот «кто-то» ему неприятен, а, возможно, это месть за нанесенную обиду или наказание – дети живут сиюминутными переживаниями.

Размер. В данном случае имеет значение. Ведь большое сразу бросается в глаза. И размер изображенного человека (или предмета) напрямую может быть связан с местом, которое он занимает в душе художника.

Обрати внимание также и на то, кто расположен выше, а кто – ниже. Скорее всего, наибольшей властью в семье обладает персонаж, который расположен выше всех, хотя по размеру он может быть самым маленьким. Ниже всех изображен тот, чье влияние в семье минимально. Над семьей парит телевизор? Делай выводы.

Расстояние между персонажами – может свидетельствовать об их психологической дистанции. Рядом будут находиться те, кого ребенок воспринимает как близких между собой по духу или эмоционально.

Младшие братья или сестры нередко могут оказаться в стороне от всех остальных. Если они к тому же микроскопических размеров, возможно, малыш ревнует и борется за внимание родителей. Детали, такие как руки-ноги, части лица, элементы одежды – тоже немаловажный сигнал. Дошколята уже четко рисуют все части лица и тела, не забывая о деталях. Отсутствие какой-либо части тела настораживает. Например, длинные руки у кого-то из родственников могут говорить о страхе перед тем, что он может ударить, наказать. Если папа часто ругает малыша, он может «забыть» нарисовать ему рот. Непропорционально большие и толстые ноги у фигурок могут свидетельствовать о том, что маленький художник чувствует напряженность в семейных отношениях и подсознательно стремится к более надежной опоре.

Чем больше площадь опоры ног (ступни или ботинки), тем тверже стоит на замле изображенный персонаж. Иногда встречаются конечности, изображенные отдельно от головы. Как правило, это символизирует о каком-либо детском страхе. Подробнее узнать об этом вам без помощи психолога вряд ли удастся.

На первый взгляд, такие мелкие детали как глаза-уши-ротребенок рисует так, как может. На самом же деле, персонажей с большими, широко открытыми глазами ребенок считает тревожными, нуждающимися в помощи. Глаза-точечки или щелочки символизируют внутренний запрет на плач, страх попросить о помощи. Персонаж с самыми большими ушами по мнению художника, обязан слушаться окружающих больше, чем все остальные. А вот то, кто без ушей может вообще игнорировать все, что ему или о нем говорят.
Рот для малыша — это прежде всего орган нападения. Чтобы кричать, кусаться, говорить обидные вещи. Так что персонаж с большим ртом (или даже прорисованным хищным оскалом) в восприятии ребенка – это источник словесной угрозы. А тот, на чьем лице вместо рта – черточка или точка – лишен возможности влиять на людей. Иногда у него могут быть большие уши – чтобы слушаться.

Шея, по мнению психологов, появляется на рисунке не сразу. Шея – это способность к контролю разума над чувствами. Когда у ребенка появляется хоть малейшая способность контролировать свои чувства, на рисунке появится шея! Соответственно тот, у кого шея есть, наделен этой способностью. Иногда случается, что малыш нарисует себя с шеей, а маму или папу – без. Это не обязательно означает, что родители не способны к самоконтролю. Скорее, это символизирует распространенное среди малышей мнение, что только маленьким нужно контролировать себя и свое поведение. Помнишь: «Вот вырасту, буду ходить зимой без шапки – как папа и есть много шоколада – как мама».

На конечные выводы об эмоциональном, интеллектуальном и волевом развитии ребенка может влиять еще множество деталей рисунка: это и неодушевленные предметы, и тщательность прорисованных различных мелких деталей, и нажим карандаша, и симметричность композиции (в центре, смещена, равномерно распределена), и цветовая гамма. Трактовка их не может быть однозначной. Тем более, повторюсь, сделать единственно правильный вывод человеку неподготовленному по одному рисунку вряд ли возможно. А уж если что-то вам покажется совсем неясным, лучше не фантазировать, а отдать «шифровку» в руки профессионалов.

Кто чем занят?
Ты можешь попросить малыша нарисовать семью, в которой каждый занят свои делом. Конечно, большую часть времени мы проводим на работе, но главное ведь не количество, а качество проведенного вместе времени. Итак, если на рисунке изображен только ребенок наедине с игрушками, и он поясняет, что папа в это время в гараже, а мама на кухне, то выводы напрашиваются сами по себе. Если мама изображена с телефонной трубкой, а папа – спиной ко всем (за компьютером, разве непонятно?), то именно таким образом малыш воспринимает обычное времяпровождение семьи.

О благоприятном семейном климате свидетельствует рисунок, на котором все заняты одним общим делом – обедают, гуляют в парке, лепят снеговика или даже смотрят мультфильм. Изображение членов семьи, разделенных перегородками (малыш поместил всех в разные комнаты) может свидетельствовать о проблемах в общении.

Эти общие коды к прочтению детского рисунка не всегда нужно воспринимать буквально. Лучший критерий – это родительское чутье и настроенность на общую волну с ребенком. Желаем взаимопонимания и творческого подхода к воспитанию детей!

Как понять, дорос ли ребенок до выполнения теста? До тех пор, пока изображенный малышом человечек похож на колобка с ручками и ножками (стадию головоногов проходят все дети), применять методику рано. Примерно с 4-5 лет, когда ребенок рисует голову и туловище, можно применять тест.

Присматривайтесь к рисункам своего ребёнка — это поможет Вам лучше понять его.

Более подробные консультации можно получить ЗДЕСЬ.

Ваша Юлия Чернуха

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *