Спецконфискация и арест имущества третьих лиц – а в Европу ли мы движемся?

30 Апрель 2016

Комментарии:

0
 30 апреля, 2016
 0

Недавно в Украине были приняты ряд изменений в законодательстве, которые впоследствии могут стать весьма болезненными для имущественных прав граждан. Речь идёт, в первую очередь, о таких нормах, как пресловутый «Закон о спецконфискации» и принятом немного ранее и уже подписанном Президентом Законе, разрешающем арестовывать имущество любых лиц в рамках расследования уголовных дел. Как утверждает юристконсульт портала depo13, данные законы не имеют ничего общего с общепринятой европейской практикой и могут принести для Украины в самом ближайшем будущем весьма серьёзные негативные последствия.

dp-spetskonfiskatsiya-i-arest-imushchestva-06

Впрочем – слово нашему юристу:

Эти два закона, принятые с небольшим временным промежутком, прошли в общем-то незамеченными для широкой украинской общественности, занятой повседневными и весьма острыми проблемами, такими, как экономический кризис, вызванным правительством Яценюка (а в первую очередь некомпетентными и прямо скажем антинародными действиями самого премьера) и не прекращающийся военный конфликт на Донбассе. Ну и, конечно же, всё это на фоне непрекращающейся грызни в Раде. А между тем, эти два закона являются совершенно одиозными законодательными монстрами. Мало того, что они не имеют ничего общего с декларацией приверженности европейским стандартам судопроизводства, о чем неоднократно заявляли украинские политики всех уровней с самых высоких трибун. Более того, такого рода законодательные нововведения могут спровоцировать новую волну грандиозного «дерибана» и передела собственности в Украине, что окончательно разрушит все надежды о каких либо иностранных инвестициях в украинскую экономику в обозримом будущем.

Причём вполне может случиться так (а в короткой истории украинской независимости это уже бывало неоднократно) что наиболее болезненными эти изменения могут стать как раз для тех, кто так старался любыми средствами протолкнуть их принятие.

dp-spetskonfiskatsiya-i-arest-imushchestva-03

Впрочем, обо всём по порядку:

Ещё в ноябре 2015 года Верховной Радой Украины был рассмотрен, а, впоследствии, принят, законопроект, оставшийся как бы в тени его более громких и широко обсуждаемых  собратьев. Данным законопроектом ВР разрешила арест имущества ЛЮБЫХ лиц в случае его использования в качестве доказательств в уголовном производстве. Позднее этот закон был весьма оперативно подписан президентом и вступил в силу. Слово «любых» в контексте данного закона выделено не зря. Так так доселе разрешалось арестовывать имущество лиц, имевших в данном уголовном процессе статус обвиняемого.

В данном же законе категория лиц, имущество которых может быть арестовано, существенно расширяется. Вот как это теперь дословно звучит:

«Арестованным может быть имущество, которым владеет, пользуется или распоряжается подозреваемый, обвиняемый, осужденный, ТРЕТЬИ ЛИЦА, юридическое лицо, к которому может быть применены меры уголовно-правового характера по решению, постановлению суда или следственного судьи.»

dp-spetskonfiskatsiya-i-arest-imushchestva-01

Для людей, не искушённых в юриспруденции, поясняю, что т.н. «третьи лица» — участники процесса, не являющиеся ни потерпевшими, ни обвиняемыми, но владеющие, либо управляющие имуществом, активами или финансами, имеющими непосредственное отношение к обвиняемым, либо потерпевшим.

И хоть в законе указывается, что «третьи лица, имущество которых может быть арестовано, — это те, кто получили или приобрели у подозреваемого, обвиняемого или осужденного имущество безвозмездно или в обмен на сумму значительно ниже рыночной стоимости или знали, что целью такой передачи является получение дохода от имущества, добытого в результате совершения преступления или во избежание конфискации», но дальнейшие разъяснения вызывают массу вопросов. Так как далее следует определение, что «основанием для ареста имущества является наличие постановления следственного судьи или суда, при наличии совокупности доказательств, считать, что имущество было получено преступным путем». А это в свою очередь открывает «ящик пандоры» для широчайшего спектра всевозможных судейских злоупотреблений и манипуляций, которых и без этого предостаточно в украинских судах.

Почему данный закон был так спешно принят? Всё просто —  этот закон входил в т.н. перечень «безвизовых законов» перечень законов, принятие которых необходимо для введения безвизового режима между Украиной и ЕС.

dp-spetskonfiskatsiya-i-arest-imushchestva-02

Дальше – больше. Следующая серия данной эпопеи по узакониванию дерибана собственности и финансов развернулась в марте 2016 года. В парламент с четвёртой попытки был буквально «протащен», поставлен на голосование и с большим скандалом, но всё же принят, законопроект №4057 «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины (относительно особенностей обращения в доход государства денежных средств, ценностей и доходов от них до вынесения приговора суда)», в дальнейшем коротко именуемый «Законом о спецконфискации». Голоса народных депутатов за принятие этого закона  были набраны с трудом – 228 при необходимых 226. Причём премьерская фракция «Народный фронт» даже блокировала трибуну, чтобы не дать возможность рассматривать другие законопроекты, пока не будет принят данный закон. Без драк тоже не обошлось — Татьяна Черновол, буквально «прорывалась» к трибуне, чтобы обвешать весь президиум плакатами в поддержку законопроекта и даже подралась со своим внефракционным коллегой.

dp-spetskonfiskatsiya-i-arest-imushchestva-05

Коротко поясню суть принятого закона.

Данный, совершено одиозный закон, якобы должен осуществлять возвращение в бюджет средств, добытых неправомерным путем. Причём изымать данные средства могут уже во время досудебного расследования(!), если их собственник не установлен, либо если их собственником является подозреваемый или третьи лица, которым эти средства были переданы подозреваемым. Также, конфискация возможна, если подозреваемый умер. Эту норму можно применять, если подозреваемый проходит по таким преступлениям: присвоение, растрата имущества, завладение им через злоупотребление служебным положением, создание преступной организации, принятие предложения или получение неправомерной выгоды служебным лицом. Конфисковать могут любые средства, принадлежащие подозреваемому — наличные деньги, валюту, гособлигации, драгоценности и деньги, которые хранятся на счетах в финучреждениях. Закон начинает действовать, если подозреваемый минимум полгода находится в розыске.

Восклицательный знак после слов «досудебного расследования» мною поставлен не зря, так как данный скромный абзац подрывает сами основы системы правосудия, базирующейся, напоминаю, на ПРЕЗУМПЦИИ НЕВИНОВНОСТИ. Т.е. у человека сначала всё отбирают, базируясь на одном лишь подозрении, а потом он долго (и, наверняка, безуспешно) должен доказывать, что он получил данные средства или активы законным путём. При этом механизм возврата средств владельцу в случае доказывания  законности их получения НЕ ПРОПИСАН ВООБЩЕ!

Почему же депутаты всё же решились на столь серьёзный шаг, приняв столь одиозный закон? Ларчик открывается просто. Опять в основе лежит экономика, а именно тот скандальный, принятый без рассмотрения и под покровом ночи проект госбюджета о котором мы уже рассказывали в одном из предыдущих обзоров. Видимо бюджетное финансирование на 2016 год было настолько провальным, что премьер Яценюк прибегнул при формировании его доходной части к откровенным подтасовкам. Хитрый Кролик включил в его доходную часть замороженные активы беглого президента Януковича в виде государственных обязательств на сумму свыше 1,5 млрд долл.США. А значит, непринятие данного закона могло одним махом пробить госбюджете дыру порядка 40 млрд. грн – а этого экономика просто не выдержит. (Остаётся выяснить куда этот прожорливый Кролик дел реальные средства из которых и должен был формироваться госбюджет??? Надеюсь, это когда нибудь всё же установят компетентные органы…)

dp-spetskonfiskatsiya-i-arest-imushchestva-07

Подводя итоги обсуждения этих двух законов, вынужден констатировать, что с каждым вот таким очередным «юридическим уродцем», протащенным через многострадальный украинский парламент, Украина всё дальше и дальше отходит от стандартов правового государства. Декларируемое на словах стремление соответствовать высоким демократическим нормам европейского правосудия, на деле оборачивается полным игнорированием как этих самых норм, так и собственной Конституции. Единственное, что внушает некоторую надежду – явная и неприкрытая неконституционность описанных выше законов. И при наличии политической воли (и грамотно составленного обращения) Конституционный суд просто обязан будет остановить этот законодательный беспредел, отменив данные одиозные законы и приведя, таким образом, этот раздел законодательства в соответствие с Конституцией Украины. Но, как показала практика, добиться подобного обращения крайне сложно…

Вторым неприятным аспектом данных законодательных изменений наверняка будет дальнейшее снижение инвестиционного потенциала страны. Ведь ни для кого не секрет что сейчас, в связи с войной на Донбассе и затянувшимся политическим кризисом, международные инвесторы вовсе не горят желанием вкладывать средства в украинскую экономику. Очередей из желающих открыть какой-либо бизнес в Украине явно не наблюдается. Более того фирмы и корпорации, уже имеющие здесь какой либо бизнес, не только его не развивают, но стараются под любыми предлогами вывести средства из страны со столь нестабильной экономикой. А в связи с двумя принятыми законами инвестиционная привлекательность Украины станет вообще близка к нулю. Ведь благодаря этим законодательным «ноу-хау» теперь можно с лёгкостью «отжать» практически любой бизнес и изъять в доход государства любые финансовые средства.

В свете вышеизложенного весьма интересной выглядит версия, высказанная экспертами Церкви «Свидетелей ПОКРАЩЕННЯ» (ЦСП). (Очередной ежемесячный политико-экономический обзор от ЦСП читайте через несколько дней)

dp-spetskonfiskatsiya-i-arest-imushchestva-08

Эксперты ЦСП считают, что нынешние власти Украины в лице Порошенко и К вовсе не заинтересованы ни в каких инвестициях ВООБЩЕ. Ведь это позволит им произвести полный «дерибан» оставшегося госимущества и дополнительно «отжать» все мало-мальски приличные частные активы, скупив их практически за бесценок. И конкуренты в лице иностранных инвесторов им совсем ни к чему. Тем более что народ будет систематически «вгоняться в долги» через систему драконовских тарифов. А все разговоры на тему привлечения инвестиций и повышения инвестиционной привлекательности есть не более чем попытка «пустить пыль в глаза» европейцам, показав себя приверженцами стремления в Евросоюз.

Эта версия кажется наиболее правдоподобной, зная поистине волчий аппетит наших новых власть имущих, наконец-то дорвавшихся к государственной кормушке.

Таким образом, перспективы подъёма украинской экономики благодаря принятию данных поистине драконовских законопроектов практически равны нулю.

Добавить комментарий