Утро 9 ноября. Москва. Лубянка. Пылающая дверь ФСБ. Канистра с бензином в руках известного художника-акциониста Петра Павленского, позирующего для оппозиционного в России телеканала «Дождь». А далее всё как всегда: полиция – наручники — обезьянник. Многие вздохнули с облегчением: на этот раз обошлось… обошлось без членовредительства, столь характерного для его творчества. Так кто же он преступник или художник? Давайте попробуем разобраться. Павленский Пётр Андреевич родился в Ленинграде в 1984 году. Учился в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А. Штиглица по классу монументальной живописи. На 4 курсе академии дополнительно поступил на образовательную программу фонда «Про Арте». Сотрудничал с музеем политической истории России. Активную художественно-политическую деятельность ведёт с 2012 года, начиная с осени, когда вместе с О. Шалыгиной основал онлайн-журнал «Политическая пропаганда», посвящённый современному искусству в политическом контексте. Сам себя Павленский называет акционистом. Акционизм, как вид искусства, возник в 60-е годы прошлого столетия, благодаря стремлению стереть грань между искусством и действительностью, вовлекая зрителя в действие происходящее в произведении. В акционизме сам художник становится субъектом своего произведения, а зритель — его соавтором. Из этого определения видно, что акционизм является веткой перформанса – специфического художественного направления, происходящего от английского performance — спектакль. Это театральное действо, исполнение и режиссирование которого принадлежит профессиональному художнику, совершаемого им самим в одиночку или с группой соратников – как правило, коллег-единомышленников. Перформанс по сути своей жёсток и жесток, с момента своего возникновения в 60-х годах ко всем задействованным в нём участникам (в том числе зрителям, т. к. они и являются его основными участниками). Перформеры 1960-х годов были абсолютно безжалостны к себе — частенько любили забивать гвозди в различные части своего тела, поэтому действия Павленского я считаю в некотором смысле классикой жанра. Все эти средства выражения уже использовались ранее. Новыми стали только темы перформансов и его личные политическая и гражданская позиции. Чтобы их понять, следует рассмотреть весь комплекс его работ. Итак, начнём по порядку: Внимание общества на работы Павленского впервые было обращено в 2012 г.
Акция «Шов» произошла как следствие на ареста участников группы панк-группы «Pussy Riot». Автор зашил себе суровыми нитками рот и вышел к Казанскому собору с плакатом, объясняющим то, что хотел бы да не может ответить властям «зашившим» ему рот.
Сотрудники полиции вызвали «скорую помощь», которая отвезла художника на обследование к психиатру. Врач признал художника вменяемым и отпустил. «Зашивая себе рот на фоне Казанского собора, я хотел показать положение современного художника в России: запрет на гласность. Мне претит запуганность общества, массовая паранойя, проявления которой я вижу повсюду». Позднее Павленский так прокомментировал свою акцию: «Такая практика была и у художников, и среди заключённых, но для меня это не имело никакого значения. Вопрос первичности и оригинальности для меня никак не стоял. Не было задачи кого-то удивить, придумать что-то необычное. Тут, скорее, надо было сделать жест, который точно отражает мою ситуацию».
«««<ДИЗАЙН — ПОД КЛЮЧ!!!>»»»
КУХНИ, ПРИХОЖИЕ, ДЕТСКИЕ, ГАРДЕРОБНЫЕ, СПАЛЬНИ и многое другое…
Разработка проекта опытным дизайнером и обязательная 3-Д визуализация! При желании — ПОЛНЫЙ ЦИКЛ работ С АВТОРСКИМ НАДЗОРОМ!
Для вызова или вопроса дизайнеру — ЖМИТЕ ЗДЕСЬ
В январе 2013 года агентство Reuters опубликовало среди лучших фотографий, затрагивающих самые значимые мировые события 2012 года снимок с Петром Павленским, зашившим себе рот суровой ниткой.
Акция вызвала волну обсуждений в интернете: мол, пение пусек ему нравится, защитник выискался. Разделяющим это мнение могу ответить, что это вовсе не обязательно и привести цитату Вольтера:
Следующая акция, в которой отличился наш герой, произошла 3 мая 2013 года и носила название «туша». Ассистенты принесли обнажённого завёрнутого в многослойный «кокон» из колючей проволоки Павленского, ко входу в здание Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
Неподвижный и безмолвный с отрешённым выражением лица художник лежал в этом «коконе», никак не реагируя на реакцию окружающих.
Сотрудники полиции накрыли акциониста покрывалом и освободили от проволоки при помощи садовых ножниц.
Неизвестный мужчина завёл оцарапанного колючей проволокой обнажённого творца в здание.
В своём интервью радио «Свобода» коллега и соратница Петра, О. Шалыгина, отметила, что метафора акции мгновенно была воплощена в реальности: как только проволоку разрезали и извлекли из неё художника, «эта самая проволока впилась в него в виде сотрудников полиции, скорой помощи и многочисленных оперативников».
Позже Павленский дал такое пояснение своей работе: «Череда законов, направленных на подавление гражданской активности, запугивание населения, неуклонно растущее число политзаключённых, законы об НКО, законы 18+, цензорские законы, активность Роскомнадзора, законы о пропаганде гомосексуализма — всё это законы не против криминала, а против людей. Ну и последний закон об оскорблении чувств верующих. Поэтому я провёл такую акцию. Человеческое тело голое, как туша, на нём ничего нет, вокруг него проволока, изобретённая для охраны домашнего скота. Эти законы, как проволока, удерживают людей в индивидуальных загонах: все преследования политических активистов, «узников 6-го мая», государственные репрессии и есть метафора этого загона из колючей проволоки. Всё это делается, чтобы превратить людей в надёжно охраняемый безвольный скот, который может только потреблять, работать и размножаться.»
Следующая акция под названием «Фиксация» имела сумасшедший общественный резонанс в связи с местом её проведения. 10 ноября 2013 года Пётр прибил свою мошонку гвоздём к каменной брусчатке на Красной площади в Москве.
Акция была посвящена Дню полиции. Прибывшие на место «виновники торжества», как всегда, накрыли художника простынёй перед задержанием.
Павленский пояснил смысл акции так:
«Голый художник, смотрящий на свои прибитые к кремлёвской брусчатке яйца, — метафора апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества». Вот так. Началось активное обсуждение в профессиональной среде, а интернет тогда буквально взорвался фотожабами примерно такого содержания:
На Павленского было заведено дело о мелком хулиганстве, однако сутки спустя его освободили у дверей Тверского суда, так как в суде отказались рассматривать дело в связи с неправильно составленным протоколом.
15 ноября 2013 году в отношении Петра Павленского возбуждено уголовное дело по ч. 1 п. «б» ст. 213 Уголовного кодекса РФ о хулиганстве с возможным сроком лишения свободы до пяти лет. Подозреваемый находился под подпиской о невыезде. В постановлении о возбуждении уголовного дела говорилось о возбуждении Павленским ненависти или вражды по политическим мотивам в отношении социальной группы, однако не было указано, о какой конкретно социальной группе, в отношении которой возбуждалась ненависть, идёт речь. О дальнейших действиях представителей правоохранительной системы РФ в отношении художника не сообщалось.
«««<БАЛКОНЫ — ПОД КЛЮЧ!!!>»»»
ПАНОРАМНЫЕ БАЛКОНЫ
Комплексное остекление, утепление и обшивка балконов. Металлопластиковые окна и двери. Входные и межкомнатные двери. Жалюзи, роллеты.
Для вызова или вопроса мастеру — ЖМИТЕ ЗДЕСЬ
Утром 23 февраля 2014 года на Мало-Конюшенном мосту в Петербурге состоялась групповая акция «Свобода» о политике коллективного освобождения, самым известным участником которой был Пётр Павленский. Примерно в 8 утра мост покрылся покрышками и канистрами с бензином подобно улице Грушевского в Киеве.
Появились участники с флагами: украинским и чёрным анархистским. Они выразили свою абсолютную и безальтернативную солидарность с любыми формами мятежей и государственных переворотов.
Действие осуществлялось в непосредственной близости от храма Спаса-на-Крови — места, где народовольцы совершили успешное покушение на императора Александра II. Манифест акции гласил: «Горящие покрышки, флаги Украины, чёрные флаги и грохот ударов по железу — это песня освобождения и революции.
Майдан необратимо распространяется и проникает в сердце Империи. Борьба с имперским шовинизмом продолжается; храм Спаса на Крови — это место где народовольцы совершили успешное покушение на императора, жестоко расправлявшегося с освободительными восстаниями в Правобережной Украине, Польше, Литве и Белоруссии. Мы боремся за нашу и вашу свободу. В этот день, когда государство призывает праздновать день защитника отечества — мы призываем всех встать на праздник Майдана и защиту своей свободы. Мосты горят и назад дороги уже нет».
Акция продолжалась около 20 минут и была завершена пожарными. Троих акционистов, в том числе Петра Павленского, и доставили их в 78-й отдел полиции. В отношении задержанных были составлены протоколы об административном правонарушении по ст. 20.1 ч. 1 и статьи 20.2 ч. 5 КоАП РФ. Полицейские проводили проверку и решали вопрос о привлечении задержанных к уголовной ответственности. Адвокат Петра Павленского отметил, что протокол об административном задержании составлен спустя более трёх часов после того, как задержанного художника доставили в отдел полиции, и этот факт является нарушением. Выйдя из отделения, Павленский объяснил, что «своей акцией хотел победить апатию в нашем обществе».25 февраля 2014 года Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга оправдал Петра Павленского, прекратив производство по делу за отсутствием события и состава правонарушения. Далее последовал обыск в доме Павленского с последующим изъятием личных вещей, возбуждение дела по статье «Вандализм», попытка направить его на стационарную психиатрическую экспертизу. Но унять художника таким образом не удалось. Всего через несколько месяцев, а именно 19 октября 2014, Петра обнаружили сидящим обнажённым (как вы сами уже догадываетесь) на заборе института психиатрии им. Сербского в Москве отрезающим себе ножом мочку правого уха.
После задержания он был отправлен в Боткинскую больницу. Обратите внимание: при задержании, акционист не оказывает никакого сопротивления, — это не случайно: таким образом он превращает полицейских в участников своей игры.
Из заявления художника следует, что данная акция является протестом против использования психиатрии в политических целях:
«Нож отделяет мочку уха от тела.
Бетонная стена психиатрии отделяет общество разумных от безумных больных. Возвращая использование психиатрии в политических целях — полицейский аппарат возвращает себе власть определять порог между разумом и безумием. Вооружаясь психиатрическими диагнозами, бюрократ в белом халате отрезает от общества те куски, которые мешают ему установить монолитный диктат единой для всех и обязательной для каждого нормы». Реакция общества была вполне предсказуема: «Да отправьте его наконец в психушку!». Но 20 октября 2014 художник был вновь признан вменяемым и и не подлежащим психиатрической госпитализации.
Прошло около года, как мы о нём ничего не слышали. И вот, 9 ноября 2015 года он вновь нас «порадовал» новым творением: в Москве воспылала дверь ФСБ! Оказалось, что «Горящая дверь Лубянки – это перчатка, брошенная в лицо террористической угрозе. Как раз ФСБ несет угрозу 146 миллионам человек. Суды подавляют любое проявление свободы воли. С этим нужно как-то бороться. Государство же призывает бороться с терроризмом, вот я я тоже борюсь с террором.» Комментарии к этой акции встречала самые разнообразные, среди них — выражение убеждённости в том, что этот перформанс был проплачен оппозиционерами к действующей власти, аргументировалась эта версия осведомлённостью журналистов канала «Дождь», прибывших к началу акции. Дело в том, что у этого вида искусства существуют свои правила(как это не парадоксально, на первый взгляд): помимо места действия, времени действия, его участников и самого тела действия, нужны фиксаторы действия, т. е. фото и видеокамеры. Если их нет, и действие не зафиксировано, – перформанс можно считать несостоявшимся. Кого должен был пригласить Павленский в качестве фиксаторов действия своих оппозиционных по своему значению действий? Журналистов Киселёв-ТВ? Нет, подобные акции совершаются исключительно на основе собственных искренних переживаний и личной гражданской позиции. И деньги здесь точно ни причем. Боюсь, что на этот раз отсидки Петру не избежать… Плохо у ребят из ФСБ с образным мышлением! Не понимают они, что дверь у них горела «очень феерично, в духе итальянского Ренессанса» (так выразилась искусствовед, прошу прощения, не расслышала имени, давая недавно интервью радио «Эра»). В любом случае, соглашусь с этой госпожой, что Павленский – это мегаличность в современном искусстве России. Среди арт-акций последних лет, мне хотелось бы выделить очень понравившийся мне перформанс «слепая Россия с окровавленными руками», исполненный в Санкт-Петербурге активисткой Кадо. Она, одетая в одежду цветов российского флага, босая, с вытянутыми вперёд окровавленными руками и завязанными глазами шла по городу, издавая монотонный звук, вроде крика.
Свидетели рассказывают, что эта незрячая движущаяся фигура наводила на них ужас. Пройдя определённое расстояние, «Россия» упала замертво.
Смысл акции очевиден и не требует пояснений. Самое ценное в перформансе – он не может оставить зрителя равнодушным, предоставляя человеку возможность задуматься. В сети мне встретился коллаж под названием «художник», из которого видно, что автор не считает Павленского художником. Но дело-то в том, что перформанс – это искусство парадокса! Утверждая, что Пётр не Ван Гог и не Босх, своим неравнодушием автор доказывает обратное!
Перформанс может вызвать самую разнообразную реакцию: печаль, злобу, ненависть, сердечный приступ (увы и ах, это так: я уже говорила, что искусство такого направления жёстко и жестоко). Удача, если вызывает хотя бы просто улыбку! А тут автор тронут был на столько, что вынужден был усесться за фотошоп. Это не просто удача для перформера, это аплодисменты стоя!!! Для перформанса все реакции равны по модулю. Не важно, положительные или отрицательные чувства испытывает зритель. Самое страшное для данного вида искусства – равнодушие: ЭТО ПРОВАЛ! Меня не покидает надежда, что моя статья не оставила вас равнодушными к перформансу и его выдающемуся представителю, россиянину Петру Андреевичу Павленскому на этом прощаюсь с вами.
С уважением, ваша Анна Гришина.
/Художник, дизайнер, редактор раздела «ДИЗАЙН» дизайн-портала depo13/
Читайте на нашем портале:
3 responses on “Работы Петра Павленского. Искусство или фейк?”
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
depo13.com.ua С Новым Годом радости и здоровья в новом году. Продолжайте радовать не только работы Петра Павленского. Искусство или фейк? | depo13 этим но и другими интересными материалами!
Всем удачи и фарта и не держите не на кого зла, а начальнику depo13.com.ua жму руку за хороший проект!
«Утверждая, что Пётр не Ван Гог и не Босх, своим неравнодушием автор доказывает обратное!»
Я тоже в студенческие годы делал коллажи на преподавателей и сокурсников — выходит, я учился рядом с гениями!
А если честно, то статья не что иное, как жалкая попытка превознести бездарного (якобы) художника!
Ну, для начала нужно заметить, что оценка творчества вообще (и художников в частности) — штука крайне субъективная. Как и оценка наличия, либо отсутствия таланта. И еще Павленскому, бесспорно, нельзя отказать в умении пиариться (много ли ещё мы знаем художников-перформансиситов, кроме него?)))), А также в отстаивании своей гражданской позиции (поджог парадной двери ФСБ — это было нечто!)))))))))))))