Проблемы школьного образования в Украине

20 Декабрь 2015

Комментарии:

1
 Декабрь 20, 2015
 1

Часть 1. Новая программа или альтернативы ей.

dpi-statya-shkolnoe-obrazovanie-01

Система образования Украина зашла в глухой угол. Не самая тяжёлая ситуация, на мой взгляд, главное – найти выход (причём свой собственный, а не брести по привычке по проторенному уже кем-то коридору). Причём идти своим путём никто на самом деле не хотел. И вдруг…как-то само завертелось. А ведь так хорошо всё начиналось! Просто брали чужие разработки и «слизывали» их один в один, правда с адаптацией под Украину (на методистов всё-таки приходилось раскошеливаться), а всё остальное благополучно «распиливалось». Так и произошло со всеми нами горячо любимой «новой программой». Всё удивлялась, кто разработал этот шедевр отечественного образования. Оказалось производитель-то и вовсе не отечественный, а российский! Сами мы, к сожалению, кроме разворовывания бюджетных средств под подобные проекты, оказались ни на что не способными.  Психолог и эдуколог Катерина Ясько, делится своим отношением к образованию в Украине и России: «Последние полтора года нам «посчастливилось» прожить в России в связи с работой мужа в международной организации. Это был непростой, но полезный опыт — я смогла сравнить системы образования двух, как нам теперь кажется, настолько разных стран. До этого в Украине я возглавляла благотворительный фонд, мы занимались образовательными проектами в сфере дошкольного и школьного образования. И вот мой скромный вывод: российская и украинская государственные системы дошкольного и школьного образования практически не отличаются. И там, и там математика, язык, физкультура, иностранный(е), литература, окружающий мир («я у світі»), физика и химия. Отличие в языке преподавания, но не в принципах и ценностях. Нас эта схожесть напугала до такой степени, что, поменяв две школы, в середине учебного года мы с мужем решились на столь радикальный шаг, как «хоумскулинг» для двух младших школьников».

dpi-statya-shkolnoe-obrazovanie-05

«Хоумскулинг» предполагает индивидуальный подход к ребёнку, поэтому качественно повышает уровень знаний, однако имеет один серьёзный недостаток, который я прочуствовала, так сказать, «на своей шкуре». Дело в том, что у детей младшего школьного возраста навыки общения друг с другом ещё только формируются. Школа – это универсальный коммуникативный всеобуч для будущего члена общества. Все помнят свою первую учительницу. Именно она становится проводником общения в коллективе малышей. Она учит их помогать друг другу, понимать и уважать чувства другого и т.д. Короче говоря, учит их быть людьми. И выпадение этого периода из жизни человека приводит к сложности социализации во взрослой жизни. Поэтому крайне не рекомендую проводить такой эксперимент с младшеклассниками.


«««<ДИЗАЙН — ПОД КЛЮЧ!!!>»»»
КУХНИ, ПРИХОЖИЕ, ДЕТСКИЕ, ГАРДЕРОБНЫЕ, СПАЛЬНИ и многое другое…
Разработка проекта опытным дизайнером и обязательная 3-Д визуализация! При желании — ПОЛНЫЙ ЦИКЛ работ С АВТОРСКИМ НАДЗОРОМ!
Для вызова или вопроса дизайнеру — ЖМИТЕ ЗДЕСЬ

Отличия школьных программ двух стран, судя по рассказам тех, кто их опробовал, носят чисто национально-культурный характер. Грубо говоря, если первоклассник в России на уроке рисования изображает колобка, то в Украине – капитошку. Мне, как преподавателю изобразительного искусства, бросилась в глаза некоторая бессистемность подачи материала по рисованию. Задания каждое по отдельности очень интересны, — не спорю, но располагаются методически не последовательно, следовательно, полученные навыки не имеют шансов закрепиться в сознании ребёнка. Программа, на мой взгляд, похожа на винегрет из ярких фрагментов, вместо плавного нарастания «от простого к сложному». А некоторые задания явно взяты из практики изостудий. Например, задание, в котором требуется изобразить заснеженный город методом набрызгивания гуашевых белил зубной щёткой, я вообще не рекомендовала бы проводить в общеобразовательной школе

dpi-statya-shkolnoe-obrazovanie-20

(его, собственно говоря, и не проводили) во избежание:

  1. Экстренного ремонта класса после него.
  2. Агрессии родителей из-за испачканной одежды.
  3. Чрезмерного детского оживления на уроке, ввиду того, что брызгать краской друг в друга значительно веселей и интересней, чем в альбомы. Нервное перевозбуждение зашкалит (а ну попробуйте-ка их после этого засадить за прописи или математику!). А если и выполнять, то только предварительно предупредив родителей и с заменой краски на, допустим, зубную пасту. Программа в итоге получилась экспериментальной и выполнялась по усмотрению педагогов, отдаляясь, таким образом, от своей первоначальной авторской задумки.

«««<БАЛКОНЫ — ПОД КЛЮЧ!!!>»»»

ПАНОРАМНЫЕ БАЛКОНЫ
Комплексное остекление, утепление и обшивка балконов. Металлопластиковые окна и двери. Входные и межкомнатные двери. Жалюзи, роллеты.
Для вызова или вопроса мастеру — ЖМИТЕ ЗДЕСЬ

Аналогичная ситуация и с другими предметами. То же основное замечание – недостаточно продуманная и нелогичная система подачи материала (исключение – «сходинки до iнформатики», к подаче материала вопросов не имею. Очень логичное и методически верное изложение!), даже в математике, где помимо этого, по словам моего мужа-математика, присутствуют существенные ошибки в определениях понятий. Поражает так же чрезмерная насыщенность программы. Такое ощущение, что составители поставили перед собой задачу за один год научить сразу всему и выпустить из школы.

dpi-statya-shkolnoe-obrazovanie-02

 Многие мои подруги, изучив материал первого класса по новой программе, отказывались от идеи вести своё чадо в школу в шестилетнем возрасте. Преподаватели младших классов утверждают, что программа писалась с ориентацией не на среднего, а на одарённого и хорошо подготовленного к школе ребёнка. Однако эта программа почему-то совершенно не учитывает элементарных знаний о детской возрастной нейропсихологии и потребностях ребёнка  на разных этапах развития его мозга. Усадить 6-7-леток за прописи и математику на 35-45 минут, когда эмоционально-волевая сфера для такого вида деятельности созревает к этому возрасту лишь у 50% детей, с точки зрения нейропсихологии выглядит просто издевательством над детской природой. А если ещё учесть, что ввиду практикуемом в украинских школах двуязычии, русские прописи в школьные часы не помещаются и нам их «завернули сухим пайком» на каникулы ( 60 страниц требовалось заполнить за 10 дней, при  норме 1 страница в день), то тут уже можно говорить о конкретном лицемерии. Следует задаться вопросом: кого мы стремимся вырастить? В СССР всё было предельно ясно, это знали все: строителей коммунизма.

dpi-statya-shkolnoe-obrazovanie-16

Они должны были уметь хорошо строить его чисто технически, но не иметь связного представления об окончательной форме строения. Отсюда высокий уровень знаний учащихся. Но:

  1. Отсутствовали знания иностранных языков на разговорном уровне (только со словарём, только читать-переводить технические тексты и не более)
  2. Затиралась индивидуальность ученика (шагать как все, только строем, только в ногу)
  3. Возникали проблемы с возможностью творчески самовыразиться (в основном — только на даче)
  4. Возникали проблемы с возможностью высказаться (в основном – только на кухне).

Больше всего доставалось по-настоящему творческим личностям. «2» из оценки превратилась для них в хронический синдром. Система умышленно стремилась занизить самооценку учащегося. Творческие личности находили способ развиваться не благодаря, а вопреки. Именно эту школу мы унаследовали и бережно храним благодаря инерции поколений. Да, после краха советской системы образования, кое-что изменилось как в лучшую так и в худшую стороны. Худшей является падение уровня знаний учащихся, а лучшей – небольшой шажок в направлении учащегося как личности. Этот шажок невелик, но он есть. Мы хотя бы осознали для себя наличие проблемы и поняли,  что решить её без реформирования системы образования в средней школе не можем.

С уважением,  Ваша Анна Гришина

Продолжение следует…

Читайте на нашем дизайн-портале depo13

One response on “Проблемы школьного образования в Украине

  1. юлия:

    в нашей системе образования действительно осталось много от совдепии-дети опять выступают пассивным элементом образовательного процесса: типа, сиди ровно, открой рот, и постарайся заглотить то что тебе подадут на ложке. Разница в программах состоит в разнице размера ложек.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *