Часть 3. Альтернативное образование.
Продолжение — первую часть см. здесь, а вторую здесь.
В мире уже есть несколько очень известных альтернативных школ. Эксперт по вопросам альтернативного образования Наталия Кузьма в своей статье о школьном образовании, называет самые яркие, с её точки зрения, явления в этой сфере. Одно из таких мест — школа Саммерхилл. Главная идея которой заключается в том, что «школа подстраивается под ребенка», а не наоборот. Это демократическое сообщество: все вопросы, касающиеся управления школой, решаются на школьных собраниях, на которых присутствуют все ученики и работники школы, при этом каждый имеет равный голос. Согласитесь, это выглядит немного диковато, по сравнению с нашей привычной постсоветской школой! Все члены сообщества — школы Саммерхилл — могут поступать, как им угодно, пока их действия не вызывают вреда другим людям, в соответствии с принципом основателя Александра Нилла «Свобода, а не разрешение».
В школе Саммерхилл ученики сами выбирают, какие уроки посещать. Кроме того, здесь отсутствует какая-либо система оценивания. Наказание за прогул уроков отсутствуют. Казалось бы, в таком месте должен воцариться хаос, но это далеко не так! В Украине в этом году создана школа по такому принципу — школа «Зеленое племя» в художественном хуторе «Обирок» на Черниговщине. Известны и школы, где принцип обучения строится по вальдорфской педагогикой. Здесь главным является оказание помощи личности в собственном становлении и раскрытии талантов «в гармонии с закономерностями и тенденциями развития природы, человека и мира».
Дети в таких школах ничего специально не зубрят, а будто повторяют в миниатюре путь развития общества. История, например, сначала излагается через легенды и мифы, затем — через библейские сказания, а современный этап изучается только в выпускном классе. Все уроки тесно взаимосвязаны: математический материал вполне может быть закреплен в танце (т.е. ученику предоставляется уникальная возможность увидеть одно и то же явление с разных сторон). Жестких наказаний и оценок нет. Стандартных учебников тоже.
Школа Дальтон.
Молодой педагог Элен Паркхерст придумала разбить учебную программу на контракты: в каждом указывается рекомендательная литература, контрольные вопросы и информация к размышлению. Ученики подписывают со школой договоры различной сложности, решая, в каком темпе и на какую оценку они хотят освоить материал. Эта система помогает сосредоточиться на изучении материала, выбранного профильным и сократить объём так называемых «необязательных» знаний. Учителя — консультанты и периодические экзаменаторы.
Сегодня система успешно работает по всему миру, а сама нью-йоркская школа в 2010 вошла в список Forbes как лучшая подготовительная в стране. Каждый семестр школа THINK Global переезжает на новое место: за четыре года обучения дети успевают сменить 12 стран.
Все переезды сопровождаются полным погружением в новый мир, а многонациональные классы напоминают ООН в миниатюре. Согласитесь, великолепная идея! Мир меняется очень быстро и мы порой не успеваем перестраиваться. Именно эта система развивает способность к успешной адаптации к резко изменившимся условиям. Каждому ученику выдается iPhone, IPAD и MacBook Pro для фиксации впечатлений и выполнения заданий. Кроме того, у школы есть собственный виртуальный пространство THINK Spot — социальная сеть, рабочий стол, файлообменник, электронная книга, календарь и ежедневник одновременно.
Studio.
Идея школы-студии заимствована из эпохи Микеланджело и Леонардо да Винчи, когда учились там же, где и работали. Здесь искусно решается извечная проблема разрыва между знанием и умением: около 80% учебного плана реализуется через практические проекты, а не за партой. С каждым годом школа заключает все больше сделок с местными и государственными работодателями, которые предоставляют места для стажировки. На данный момент таких студий создано уже 16, а в ближайшее время планируется открыть еще 14. Этот метод основан на идее «полного погружения в среду», чаще всего применяется в современной практике как наиболее эффективный метод изучения языков. Однако изучать таким образом можно всё что угодно.
Quest to Learn.
Пока консервативные преподаватели сетуют на то, что дети перестали читать книги и не могут оторваться от компьютера, создатели Quest to Learn научились приспособились к меняющемуся миру. В нью-йоркской школе уже несколько лет подряд школьники не открывают учебников, а делают только то, что им нравится — играют в игры.
В созданном при участии Билла Гейтса заведении есть все привычные дисциплины, но вместо уроков дети участвуют в миссиях, а оценки заменены на титулы. Вместо того, чтобы страдать над плохим баллом, всегда можно догнать упущенное в новых квестах. Идея лично меня завораживает. Представьте: вместо того, чтобы пытаться отслоить своё чадо от монитора и засадить за ненавистные уроки, просто оставить всё как есть: пусть себе играет!
Волонтеры образования в Украине.
В сентябре, впервые в Украине, 9 новаторских школ организовали встречу во Львове. Среди них — школа талантов Николая Гузика (Одесса), школа «Зеленое племя», (художественный хутор «Обирок»), «Земля талантов» (Львов), «БеркоШко» (Киев), «На перекрестке» (Одесса), Свободная школа Кати Чалой «(Одесса),» Частная христианская школа «Жемчужина» (Львов), «Школа парк Dixi» (Киев), «Наутилус» (Львов). Авторская школа Николая Гузика старейшая в Украине — действует уже 25 лет в городе Южный, Одесская область — и единственная государственная. Именно конец 80-х стал рождением ярких авторских школ. В то время учредилась и еще одна известная школа в России — школа Щетинина. Другие украинские пока создают сами родители, которые не желают отдавать своих детей в общеобразовательные школы. Вспоминаю сейчас замечательную миниатюру Михаила Жванецкого «… они действительно меня безграмотно лечили, а потом направили к ней, потому, что она хороший врач. Но и у плохих кто-то должен лечиться. И даже по-видимому большинство…». Как бы ни были хороши программы альтернативного обучения, большинству наших маленьких украинцев придётся учиться в обычных общеобразовательных школах. Поэтому, возвращаюсь к теме реформирования системы школьного обучения. Так сказать, с небес на землю. Реформирование должно произойти. И должно сделать это как можно скорее ввиду резко изменившейся ситуации внутри нашей страны. Я уже молчу о том, что на сегодняшний день детей с неврологическими особенностями (минимальная мозговая дисфункция, СДВГ, различный спектр аутизма, эписиндром, задержка речевого развития, дисграфия, дислексия, «тревожный радикал») из поступающих в первый класс составляет согласно статистики около 30%. А школьная программа это абсолютно не учитывает. У нас появилась проблема национального уровня: эффект военной травмы (как психологической так и физической), который без адекватного сопровождения не проходит бесследно.
Целое поколение детей нужно будет после войны «отогревать и интегрировать». Это невозможно будет сделать без команды профессионалов, в которую обязательно должны входить детские психологи, чтобы максимально учесть все нюансы возникшей ситуации. Я очень надеюсь, что так произойдёт. В каждой школе обязательно работает медсестра для оказания первой медицинской помощи в экстренных случаях. И это правильно, и ни у кого в этом не возникает сомнений. Однако нет ни одного детского психолога для оказания психологической помощи в экстренных случаях и для постоянного наблюдения за так называемыми «проблемными» детьми. И это лично мне кажется странным. Очень хотелось бы, чтобы такие люди в школе появились и чтобы это были люди новой формации, с новыми навыками и компетенциями, выходящими за рамки педагогики. Я думаю, что многие, кто читает эти строчки, разделяют мою точку зрения. В любом случае готова подискутировать с Вами на эту тему!
С уважением и надеждой на диалог
Ваша Анна Гришина.
Читайте на нашем портале:
One response on “Проблемы школьного образования в Украине-3”
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
О проблемах реформирования работы ведомства и новом законе в эфире радиостанции Голос Столицы сообщила заместитель министа образования и науки Инна Совсун .