Любовь учёных к сенсациям исследовали психиатры.

10 Январь 2016

Комментарии:

0
 Январь 10, 2016
 0

Последние десятилетия мировые информационные агентства всё чаще и чаще взрываются сообщениями об «эпохальных» открытиях, «величайших» исследованиях и прочих «грандиозных научных достижениях». Причём последние годы сенсационность и пафосность подобных публикаций существенно возросла. А статьи в научно-популярных журналах все больше напоминают восторженные оды с элементами мании величия. Естественно, что подобные метаморфозы не могли не заинтересовать учёных другой сферы, а именно психиатров.

dp-lubov-k-sensaciyam-01

Так голландские учёные-психиатры изучили статьи в базе данных медицинских и биологических публикаций PubMed за последние 25 лет. Свои выводы они представили в журнале British Medical Journal.

dp-lubov-k-sensaciyam-1

Психиатр Кристиан Винкерс (Christiaan Vinkers) и его коллеги провели поиск по 25 «позитивным» и 25 «негативным» словам в названиях и резюме англоязычных статей, опубликованных с 1974 по 2014 год. Доля текстов с как минимум одним «позитивным» словом выросла с 2 процентов (в 1974-1980-х годах) до 17,5 в 2014-м. Для «негативных» слов этот рост составил всего 1,1 процента за тот же период. Частота нейтральных слов не изменилось. Причём для данной исследуемой сферы процент роста позитивных эпитетов ещё достаточно невысок. Для некоторых «особо модных» областей научных исследований (особенно это касается высокотехнологичных современных отраслей) этот показатель по самым скромным прикидкам, более чем вдвое выше.

dp-lubov-k-sensaciyam-6

Первый список включает в себя такие определения, как «потрясающий», «поразительный», «яркий», «замечательный», «новаторский», «вдохновляющий», «феноменальный», «уникальный». Во втором списке — «разочаровывающий», «тревожный», «безнадежный», «посредственный», «неприемлемый» и тому подобные.

dp-lubov-k-sensaciyam-3

По мнению Винкерса, обнаружившаяся тенденция имеет серьёзные негативные последствия, как для научного сообщества, так и для человечества в целом. Всё дело в том, что данный тренд отражает не научный прогресс и рост числа поразительных открытий, а охоту за сенсациями и преувеличение значимости полученных результатов. Проще говоря, с токи зрения психиатрии, у такого рода учёных наблюдаются первичные признаки мании величия 🙂 .

dp-lubov-k-sensaciyam-4

Чтобы опубликовать свои работы в научном журнале, исследователям приходится все больше доказывать уникальность собственного исследования, его отличие от тысяч других. Все чаще в статьях употребляется слово «novel» (новаторский, инновационный), а также другие превосходные эпитеты, ранее характерные, скорее, для рекламных слоганов, чем для научных публикаций.

К счастью, как выяснил Винкерс, научных книг данный тренд пока не коснулся.

dp-lubov-k-sensaciyam-5

«Если все на свете исследования “сильны” и “инновационны”, становится сложно отличить одно от другого по качеству. Слова, с помощью которых описывают результаты исследований, определяются не их содержанием, а сбытовыми качествами», — резюмирует Винкерс.

dp-lubov-k-sensaciyam-03

В заключение depo13 хотелось бы посоветовать всем, кто занимается научными исследованиями стараться быть хоть немного поскромнее и почаще вспоминать известное изречение, которое по свидетельству философа Платона принадлежит другому древнегреческому философу – Сократу: «Я знаю, что ничего не знаю». Эта фраза должна стать своеобразной мантрой современного научного сообщества, которая может помочь молодым ученым более адекватно оценивать собственные научные достижения. Иначе Вместо Нобелевской премии может получиться, в лучшем случае, Шнобелевская… 🙂

dp-lubov-k-sensaciyam-7

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *