Изобразительное искусство и психология

29 Май 2015

Комментарии:

0
 Май 29, 2015
 0

Представляем первую (можно сказать — программную) статью Юлии Чернухи — автора и постоянного ведущего раздела ИСКУССТВО портала depo13. Напоминаем, что Юля — не просто художник, но и преподаватель Харьковской художественной школы им. Репина. Много лет она весьма успешно работает с детьми и искренне считает эту работу своим призванием (не зря в её статьях слово Школа всегда с большой буквы). Впрочем, читая её статьи, вы увидите это сами.

Если рассмотреть все виды искусств с точки зрения универсальности и общности, то вы увидите существенные различия между ними в этом аспекте. Как вы думаете, какое искусство самое универсальное? Не требующее специальной подготовки для того, чтобы на элементарном уровне рассказать о наболевшем, поделиться радостью, переживаниями, страхами. Конечно же изобразительное.

dp-detskiy-risunok-10-2

С младенчества человек тянется к рисованию и не зря. В нем он находит разрядку, успокоение и возможность самовыражаться. Рисуя, малыш, да и взрослый, проецирует на изображение свои переживания и эмоции, поэтому рисунок – это «рассказ» (притом искренний!) о том, что его волнует и занимает. Рисунок – всегда продукт не столько сознания, сколько «совместной работы» сознательного и бессознательного. Изображая что-то или кого-то человек непременно выдаст и свое отношение к этому. Прежде всего, ребенок пытается рисовать значимых людей.

Иногда «важных» людей ребенок изображает в виде животных. В любом случае в детских рисунках животные – существа персонифицированные.
Из опыта:
— Юля, это кто? Лошадь?(на рисунке изображено животное на четырех лапах черного цвета)
— Да. Это бабушка Оля, она красивая… Те люди, которые занимают главное место в душе малыша, обязательно присутствуют на рисунках, причем выделяются яркими цветами, красивыми деталями, значительным размером, расположением на листке «выше всех». Кроме того, ребенок рисует значимые ситуации – то есть «прорабатывает» в своем подсознании тот опыт, который ежедневно получает в семье и в ближайшем окружении. Либо тот, который отставил яркий след в душе. Поэтому сюжет рисунков даст возможность понять то, как ребенок видит, к примеру, свою семью. А еще разобраться, не травмировало ли что-либо его неокрепшую психику.

Как понять есть ли у ребенка, какой то страх?
Следите за рисунками. Испуганный малыш, как правило, будет рисовать большие, очень большие глаза, тем, кого изображает.
Маленькие дети еще не умеют «проговаривать» свои проблемы и страхи, а вот нарисовать их – это им вполне по силам. Ну, а чутким родителям по силам вовремя обратить внимание на такие рисунки-послания.

Что же еще мы можем «увидеть» в изображении? Волнует ли его какое-либо происшествие, ускользнувшее от внимания родителей?

1. Это цвет

Выбор и сочетание цветов. Когда маленькие дети рисуют, им свойственно использовать яркую, многоцветную палитру – не успокоятся, пока все краски не перепробуют. Это совершенно нормально: ребенок экспериментирует с цветом, пробует его «на вкус», «на ощупь». Двухлетки часто выбирают любимый цвет, контрастный, тот, который хорошо заметен, и, случается, рисуют только им. Не стоит паниковать если Ваш малыш, увлекся черным и ли другим, мрачным, по мнению взрослого, цветом. Каждый цвет — это забавная игрушка для малыша. Он не дифференцирует их, до определенного возраста (5-7 лет). Однако, стоит обратить внимание если один цвет доминирует в серии рисунков малыша, в возрасте младшего школьного возраста.

dp-detskiy-risunok-11-1

Позднее ребенок все более свободно чувствует себя с цветом, выбирая и используя именно те из них, которые в данный момент отражают его душевное состояние. Важно не только использование того или иного цвета, но и их сочетания – например, сочетание ярко-красного и черного буду вызывать ощущение агрессивности, а синего и зеленого – спокойствия и равновесия. На самом деле, каждый цвет глубоко связан с определенными темами, несет в себе определенную смысловую нагрузку.

2. Композиция рисунка. 

Положите перед собой детский рисунок и мысленно проведите через центр две диагонали. Верхний правый угол – область будущего. Какие фигуры там нарисованы? Добрые они или злые? Может быть, это пугающие образы из снов или мультфильмов? Или, напротив, там изображены члены вашей семьи или любимые герои вашего ребенка? Противоположный край рисунка (левый нижний угол) – область прошлого. Обратите внимание на то, какие фигуры расположены здесь. Спроси малыша, что думают и чувствуют фигуры в области прошлого и будущего, чем они занимаются, какое у них настроение. Обратите внимание на то, какие чувства вызывает у вас этот рисунок, насколько он кажется вам тревожным, агрессивным, спокойным или радостным. 

3. Рассказ о рисунке. 

Много важной информации можно почерпнуть из разговора о рисунке, однако важно правильно его построить. Рисующий ребенок напоминает приоткрывшуюся раковину моллюска: малейшее неосторожное движение, и створки захлопнутся. Поэтому запомни правило: никаких прямых вопросов, ведущим в диалоге является ребенок. Интонации должны быть мягкими, и уж, само собой разумеется, никаких критических замечаний, насмешек типа: «Ну и что ты тут нарисовал? Разве так бывает?». Вопросы нужно задавать ненавязчиво, оставляя за ребенком право не отвечать на них. 
Как бы ты назвал свой рисунок? Расскажи мне о своем рисунке. Или: что происходит на рисунке? Ответы на эти вопросы помогают наладить беседу и уловить общее ощущение от изображения.
Как себя чувствуют люди или животные на картинке? Любая часть рисунка, фигура или предмет, отражают те или иные переживания малыша. Все, что переживают герои рисунков, вполне вероятно, испытывает и сам ребенок.

dp-detskiy-risunok-9-2

Что фигуры на рисунке чувствуют по отношению друг к другу? Если они могут разговаривать, что бы они сказали друг другу? Такие вопросы помогают ребенку высказать словами те чувства, которые он пытался передать в рисунке. Если удается разыграть беседу между героями рисунка, это замечательно – с помощью таких бесед многие эмоциональные проблемы не только высказываются вслух, но и изживаются.
Можно ли мне спросить кое-что у маленькой девочки, маленького мальчика, собаки, кошки, дома? Давая ребенку возможность отвечать на твои вопросы за героев рисунка, ты можешь уточнить и прояснить непонятные моменты, разобраться, о каких переживаниях или страхах идет речь. 

dp-detskiy-risunok-12-1

Рисунок – это всегда «частный случай», и рассматривать его нужно только в «связке» с другими рисунками ребенка, с его пояснениями к изображенному. 
Для корректного пояснения изображения нужна специальная подготовка. Мы лишь приоткрыли занавес, указали путь, который поможет стать ближе, понять друг друга.

За каждым рисунком не стоит ходить к малышу, это все равно, что копаться в личном дневнике, в чем то сокровенном, это раздражает ребенка, и он может перестать рисовать. Чем меньше будете вмешиваться, тем дольше эти дневники будут открыты для Вас.

Реагируйте на две вещи: 

1. Малыш сам идет к ВАМ со своим творением. Найдите время и немедленно. Позже он уже потеряет к своему рисунку интерес, и связь будет утеряна. 

2. В серии рисунков малыша присутствует один и тот же сюжет, цвет, тематика. Это не плохо, но на это следует обратить внимание, попытаться поговорить с ним.

dp-detskiy-risunok-2-1

Пример из жизни:

«Вспомнила, как к нам в дом случайно пришла дама-психолог (я ее дочку учила). Спросила меня, не хочу ли я протестировать Лизу на предмет возможного семейного неблагополучия. Лизе в ту пору было лет шесть. Ей предложили нарисовать портрет семьи. Готовая картина была такая: на переднем плане огромный хомяк. Сзади (много меньше хомяка ростом) — папа. В огромных наушниках (больше головы). Потом весьма незначительная я с какой-то кастрюлей в руках. Ну и Лиза с громадным стаканом кока-колы (почти с нее ростом).
Психолог была в трансе. Наша семья стояла на грани гибели. Хомяк играл в жизни ребенка роль более важную, чем родители. Папа был страшно безразличен к дочери, и заткнут наушниками от всех проблем ребенка, который (ребенок) от этого адски страдал. Мама была занята домашней рутиной (кастрюля) и плевала на ребенка. Стакан кока-колы, если память мне не изменяет, символизировал стремление ребенка к иллюзорному и недостижимому (из-за нашей черствости) блеску материального мира.
Внимательно выслушав диагноз, я сообщила психологу следующее:
1. Хомяк был куплен сегодня утром у метро. Это, несомненно, важнейшее событие в жизни ребенка нашло свое отражение.
2. Вчера папа сломал свои наушники. Ребенок, изнывая от собственного благородства, вручил папе наушники от своего личного новенького плейера «на один день», и папа, естественно, спел дифирамб детской щедрости и великодушию, что тоже нашло свое отражение.
3. Это была не кастрюля. Это был старый аквариум, который я вытащила с антресолей для устройства в нем хомячьего жилища.
4. Про «блеск материального мира». Хомяка нам продали в пол литровом картонном стакане из-под кока-колы. Больше его не в чем было нести.

Детский рисунок — это не пиктограмма или сложное кодированное послание. Это отображение жизни, доступными для малыша средствами. 
Порой хомяк — это просто хомяк, а кока кола просто кока кола

У знакомых была похожая ситуация, когда ребенок рисовал дерево и в нем огромное дупло — что значит насилие в семье. Школьный психолог перетрясла родителей, всю школу на уши поставила. А потом спросили у ребенка, это они с папой в парке гуляли и увидели такое дерево — дитя под впечатлением нарисовало то дерево, что запомнилось.

Вот небольшой тест, который поможет Вам узнать о том, как ваш ребенок относится к себе самому. Дайте малышу лист бумаги с нарисованным в центре кругом и попросите дорисовать картинку. 

Прирожденный лидер изобразит солнышко.

Появится цветок – ваш ребенок эмоционален, легко раним и обладает высоким чувством стиля.

Если на рисунках малыша преобладают букетыцветочные гирлянды – маленький художник нуждается в дружбе и нежности. Возможно, при видимом веселье ему очень грустно. Малышу нужна доброжелательная обстановка. 

detskiy-risunok-8

Если же цветы на рисунках вашего ребенка необычные – например, в виде звезд, кристаллов – вы воспитываете мечтателя, романтическую натуру. Такой человек всегда найдет контакт с людьми, а уж у противоположного пола будет всегда пользоваться успехом.

Пример из жизни.

Моему сыну 5 лет, рисует лишь по нужде (на занятиях по рисованию), а так ни за что не будет, хотя получается у него неплохо, рисует же в основном схемы  много, много линий, стрелочек и знаков, он видите ли с 2-х лет вбил себе в голову, что будет энергетиком как дедушка, потому таскает у него книги со схемами и, на их основе малюет свои собственные, причем знает многие обозначения наизусть. Иногда может машинки поразукрашивать или грибы, а так, чтоб допроситься от него цветочков, домиков или чего еще, просто нереально. Вот как понять такие рисунки?!!! 

Я не вижу здесь проблемы.
Малыш имел наглядный пример (книги со схемами, чертежами…), запавший в душу, и отобразившийся в его творчестве. Может именно Ваш ребенок — индиго. Эти дети с детства четко знают свое предназначение в жизни.  

По теме, случай из моей жизни: 
К нам в класс, худ. Школы, обеспокоенные родители привели сына (нам по шесть лет было). Подошли к учителю, пожилому художнику и замечательному психологу, говорят: «Наш сын все время рисует город. Ночной город и ничего иного…»
Художник успокоил их, принял мальчика в класс. 
Обучение было очень лояльным, если не хочешь что- либо рисовать — не рисуй… Рома (имя мальчика) расцвел. Он мог рисовать, что хочется (ночной город), без порицаний и обеспокоенного кудахтанья. Постепенно тематика рисунков Романа расширилась… 
Три года назад была встреча выпускников по случаю 20-ти – летия основания худ. школы. Был и Роман. Со сцены говорил слова благодарности учителю, принявшему его таким, какой он есть. Сейчас Рома ведущий специалист в государственном градостроении. Все рисует и рисует свой «ночной город». 

Ещё пример вопроса:

Моя дочь в шесть лет рисует апокалипсис какой-то, взрывы бомб и кровь, просто красное на черном. Что она этим хочет сказать? 

Агрессивные рисунки могут быть следствием многих, как внешних так и внутренних, факторов:
— ревность к младшим братьям, сестрам;
— проблемы взаимоотношений в семье, конфликты;
— конкуренция в учебном заведении; 
— телевидение и т д
Рекомендую Вам лично встретиться с психологом (онлайн сложно, разобраться). Возьмите серию рисунков, малышку. (Только подготовьте ее. Не пугайте, что к доктору поведете…) Скажите, что к вашей старой знакомой, например, идете. Рисунками похвастаетесь, скажите — она специалист, в искусстве знает толк.
Не оставляйте подобное творчество без внимания, мол: «Само пройдет…»

Помните весь фундамент будущего развития человека закладывается в детстве, а здания на некачественном фундаменте получаются сами понимаете какие.

Юлия Чернуха

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *