До сих пор аналитические статьи дизайн-портала depo13 были посвящены исследованиям креативности, творчества, творческого начала и творческого мышления. Данной тематике посвящена целая серия статей в разделах нашего портала «ИСКУССТВО» и «ДИЗАЙН». Сейчас мы попробуем обратиться к такой неоднозначной, сложной и, я бы даже сказал, деликатной теме, как гениальность и исследовать её связь с безумием и шизофренией.
Высказывание о том, что гений и безумие, что называется, ходят рука об руку, давно стало нарицательным. А то, что творчество (в варианте глубокого погружения) и психопатология тесно связны между собой, описано во многих серьёзных научных работах по психологии и в не менее многочисленных научно-публицистических статьях. Трудно сказать, кому первому пришло в голову увязать эти закономерности. Первые упоминания об идеях подобных связей встречается ещё у Платона и Аристотеля. Платон говорил об экспрессивности писателей-драматургов, а Аристотель – о склонности к депрессии творческих людей. Впоследствии подобные закономерности привели исследователей к мысли о том, что безумие может быть ценой за обладание одним из самых возвышенных человеческих качеств – гениальности.
В дальнейшем тему взаимосвязи безумия и гениальности многократно и комплексно исследовали с разных сторон психологи и философы, психиатры и физики, нейрофизиологи и историки. Эту тему исследовали Луи Лелю, Пауль Мебиус (именно он ввёл в психиатрии понятие “патография” — исследование жизни и творчества личности с точки зрения взаимосвязи творчества и психических отклонений), Чезаре Ломброзо, Мишель Фуко и многие другие. Серьёзно изучал данный вопрос и Зигмунд Фрейд. Одним из самых фундаментальных исследователей-первопроходцев данной тематики стал выдающийся французский социолог, политолог, философ, Мишель Фуко. Он занимался изучением таких аспектов данного вопроса: историей безумия, историей пенитенциарных учреждений, археологией знания. Одним из самых серьёзных исследований на эту тему стала работа Мишеля Фуко «История безумия в эпоху классицизма». Именно после появления этого научного труда, неразрывная диалектичная связь безумия и творчества стала восприниматься обществом как нечто само собой разумеющееся.
Автопортрет Винсента Ван Гога с отрезанным ухом давно стал зримым символом взаимосвязи гениальности и безумия.
Не менее серьёзно изучали эту взаимосвязь и в СССР. Достаточно сказать, что XX веке даже издавался отдельный советский журнал “Клинический архив гениальности и одаренности”, который был посвящён разбору психических проблем творческих личностей. Но большая часть исследований подобного рода в СССР (ими занимался специально созданный институт мозга) была строжайше засекречена.
«««<ДИЗАЙН — ПОД КЛЮЧ!!!>»»»
КУХНИ, ПРИХОЖИЕ, ДЕТСКИЕ, ГАРДЕРОБНЫЕ, СПАЛЬНИ и многое другое…
Разработка проекта опытным дизайнером и обязательная 3-Д визуализация! При желании — ПОЛНЫЙ ЦИКЛ работ С АВТОРСКИМ НАДЗОРОМ!
Для вызова или вопроса дизайнеру — ЖМИТЕ ЗДЕСЬ
Впрочем, у идеи неразрывной связи гениальности и безумия есть немало оппонентов. Они считают, что вся эта шумиха вокруг этой взаимосвязи — чистой воды заблуждение. В доказательство ошибочности данной теории они приводят два типа аргументов. В первом случае в качестве аргументов они приводят огромные списки учёных, писателей, художников и других творцов, которые не проявляли видимых признаков психических отклонений. В другом — говорят об относительно небольшом количестве творческих личностей в сравнении с количеством психически больных людей. При этом главным аргументом является тот факт, что постоянные жители психиатрических лечебниц, как правило, далеки от гениальности и не создают шедевров (таких, как «Герника» гениального Пикассо):
Так кто же прав? И связаны ли на самом деле безумие и гениальность? Сейчас, опираясь на многолетние исследования, можно с уверенностью утверждать, что однозначно связаны. Согласно данным, полученным в результате новейших исследований, наиболее важной особенностью психики, встречающейся как у гениев, так и у безумцев, является так называемая “когнитивная расторможенность” (cognitive disinhibition) — неспособность отфильтровывать и выкидывать бесполезные вещи, картинки или идеи из сознания (другой термин — «биполярное расстройство»). Как правило, оно вызывает появление у людей совершенно неожиданных бредовых мыслей и способствует спутанности сознания. Но, в тоже время, именно это свойство делает творческие умы более плодородными, вызывая в мозгу неожиданные и несвязанные логикой образы и ассоциации, приводящие, порой, к совершенно поразительным и эпохальным изобретениям и открытиям.
Если говорить о науке, примеров может быть бессчётное количество. Приведём пару наиболее известных:
Когда будущий нобелевский лауреат Александр Флеминг исследовал культуры бактерий в чашке Петри, он вдруг заметил, что её стала убивать голубая плесень. Он мог бы не обратить на это внимание и просто выкинуть испорченный материал, чтобы повторить эксперимент, как, скорее всего, поступило бы большинство его коллег. Однако Флеминг подробно изучил полученные результаты и, в итоге, открыл пенициллин, за что и был удостоен Нобелевской премии.
Целые поколения людей ходили на прогулку в лес и возвращались оттуда с надоедливыми колючками репейника, прикрепленными к одежде. Но только Жордж де Местраль в 1907 году решил исследовать репей с помощью микроскопа, после чего придумал основу для застёжки-липучки, которая сейчас применяется повсеместно во всём мире.
Альберт Эйнштейн — наиболее известный из учёных, чья гениальность граничила с шизофренией.
Не менее блестящие результаты когнитивная расторможенность показывает и у людей искусства.
«««<БАЛКОНЫ — ПОД КЛЮЧ!!!>»»»
ПАНОРАМНЫЕ БАЛКОНЫ
Комплексное остекление, утепление и обшивка балконов. Металлопластиковые окна и двери. Входные и межкомнатные двери. Жалюзи, роллеты.
Для вызова или вопроса мастеру — ЖМИТЕ ЗДЕСЬ
Гении-художники, гении-писатели и другие творческие личности часто рассказывают, как идея крупного творческого проекта пришла во время случайно услышанного разговора, простой беседы с незнакомым человеком или при наблюдении какого-то случая во время обычной прогулки.
Часто идеи, проекты и неожиданные решения приходили гениям во сне. В изучении механизмов мозговых взаимодействий подобного рода пальма первенства и бесспорное лидерство принадлежит всемирно известному учёному-психиатру Зигмунду Фрейду.
Существенного прогресса в изучении когнитивной расторможенности добились австрийские психологи под руководством Андреаса Финка (Andreas Fink) из Университета Граца. Проведя ряд исследований, они обнаружили, что креативность и шизотипия одинаково проявляют себя на уровне мозговой деятельности. Результаты исследований МРТ показали, что при решении креативной задачи у подопытных с высокими показателями оригинальности и тех, у кого была диагностирована шизотипия, снижается деактивация в правой теменной области и предклинье (части мозга, которая помогает собирать информацию). А это, в свою очередь, косвенно подтверждает, что к творчеству так же, как и к психологическим расстройствам могут быть причастны одни и те же когнитивные процессы. Таким образом, люди с повышенной склонностью к шизофрении и люди с нестандартным, креативным мышлением имеют одинаковую неспособность отфильтровывать «мусорную» информацию.
В этой связи уместным будет вспомнить известное высказывание гениального художника Сальвадора Дали:
Единственное различие между мной и сумасшедшим в том, что я не сумасшедший.
Сальвадор Дали и его шикарный любимец.
Больше о любви гениальных художников к кошкам читайте ЗДЕСЬ.
Но не стоит смешивать и равнять эти две группы. Согласно концепции доктора Шелли Карстон, высокий интеллект имеет важное значение для творца, но лишь постольку, поскольку он связан с когнитивной расторможенностью. Один только высокий интеллект способен родить полезные, но, как правило, неоригинальные и неудивительные идеи.
Вот мы и подошли к главной загадке, не разгаданной до сих пор: где проходит та грань, за которой кончается гений и начинается безумие?
Исследования доктора Карстон и других современных специалистов простираются за пределы изучения когнитивной расторможенности (биполярного расстройства). Изучая общие уязвимости нестандартного мышления и психических патологий, они приходят к выводу, что на развитие креативности или появление патологии влияют различные когнитивные факторы, среди которых, помимо расторможенности, уровень IQ, особенности памяти, внимания, стиля и, конечно, наличие или отсутствие травмирующих социальных факторов (потеря родителей, экономические трудности, статус меньшинства и т.д.).
И в результате, по мнению учёных, только от конгломерата этих самых различных свойств и особенностей развития, от количества, способов и скрытых механизмов их взаимосвязей зависит, станет человек, которому свойственна когнитивная расторможенность (биполярное расстройство), гением или дойдёт до безумия.
Джек Николсон гениально изобразил пограничное состояние биполярного расстройства своего героя в фильма «Сияние»
С тех пор, исследователи начали изучать распространенность психопатологий в среде успешных и творческих людей. В результате этих исследований, был обнаружен более высокий уровень аффективных расстройств (включая биполярное расстройство) среди известных писателей, по сравнению с обычной контрольной группой. Боле того, было доказано, что существует также высокая распространенность аффективных расстройств в первом поколении детей писателей, по сравнению с родственниками контрольной группы. Эти исследования дали повод к предположению, что черты «сумасшедшего гения» могут быть генетически наследуемыми.
Недавние эпидемиологические исследования, проведённые с большой выборкой, подтвердили связь между профессионализмом авторов и психическими расстройствами.
Особенно заметна связь между шизофренией и биполярным расстройством. Это прямо указывает на склонность людей творческих профессий к шизофрении, биполярному расстройству, нервной анорексии и, возможно, аутизму.
Кари Стефанссон из Университета Исландии в Рейкьявике и его коллеги использовали данные двух обширных генетических исследований, в которых участвовали более 150 тысяч человек – исландцев, шведов и голландцев. Исследователи проанализировали геномы нескольких тысяч человек, принадлежащих к профессиональным объединениям актеров, танцоров, музыкантов, художников и писателей, и показали, что выявленные генетические варианты встречаются у них на 17-25 процентов чаще, чем у представителей других профессий.
Недавно группа специалистов обсудила новые исследования по данному вопросу на круглом столе, прошедшем на ежегодном Всемирном фестивале науки. При этом надо особо указать тот факт, что все участники проходившей дискуссии сами страдали психическими расстройствами. 🙂
Некоторые итоги этого круглого стола достойны отдельного упоминания. Так, в результате обмена мнениями было отмечено, что творчество, как своего рода разновидность психоза, похоже, наиболее тесно связано с расстройствами настроения и особенно биполярным расстройством, о котором участники дискуссии знали на собственном примере. Например, исследователи протестировали интеллект 700 тыс. 16-летних шведов и через десять лет узнали, кто из них приобрёл психические заболевания. Оказалось, что школьники, набравшие максимум баллов, имели в четыре раза больше шансов на развитие биполярного расстройства. Также очень интересен и результат другого исследования – было установлено, что когда настроение пациента улучшается, меняется и его мозговая деятельность: активность замирает в нижней части лобной доли и вспыхивает в верхней. Как ни странно, тот же сдвиг наблюдается у людей, переживающих приступ творчества.
Весьма интересны также результаты генетических исследований групп добровольцев, прошедших предварительно ряд тестов, в частности на оценку уровня интеллекта, креативности и творческих способностей. В результате, была выявлена связь между одним из генов (нейрогулином 1) и творческим началом: участники со специфическим вариантом этого гена набрали больше баллов при оценке их креативности. Таким образом, этот ген является «геном творчества». И именно этот же ген является ответственным и за развитие психозов. Но, как видно по результатам данного исследования, он может также приносить и пользу. Хотя данный ген тесно связан с тяжкими психическими расстройствами, однако он присутствует и у многих здоровых людей, давая им возможность мыслить творчески. Кроме того, возникает предположение, что определенные варианты генов, даже связанные с серьезными заболеваниями, не исчезают в ходе эволюционного отбора, а остаются в генофонде человечества, из-за своих положительных качеств.
Перечень гениальных творческих личностей, чей безусловный талант граничил с безумием, настолько обширен, что нет смысла приводить его в рамках данной публикации. Скажем только, что определёнными психическими расстройствами страдали писатели, художники, учёные, музыканты и представители других творческих профессий. Даже краткий и случайный их перечень – впечатляет: Винсент ван Гог, Фрида Кало, Вирджиния Вулф, Эдгар Аллан По, Филип К. Дик, Говард Филлипс Лавкрафт, Маркиз де Сад, Джонатан Свифт, Эрнест Хемингуэй, Лев Толстой, Фридрих Ницше, Альберт Эйнштейн, Джон Нэш, Пабло Пикассо, Ги де Мопассан, Сальвадор Дали, Гюстав Флобер, Николай Васильевич Гоголь… И этот список можно продолжать и продолжать.
На этом фоне нельзя обойти вопрос, мучающий многих творческих личностей – как приблизиться к уровню гениальности? Как, хотя бы на время, вызвать в себе ту самую «когнитивную расторможенность» тот уровень биполярного расстройства, который позволил бы максимально приблизиться к границе гениальности, а, если повезёт, то и «заглянуть за грань», отделяющую гениев от простых смертных?
Нужно сказать, что многие творческие личности, особенно находящиеся в длительном творческом застое и пребывающие по этому поводу в затяжных депрессиях, часто пытаются решить данную проблему весьма радикальными способами. При этом обильное употребление алкоголя является наиболее простым из всех возможных способов растормаживания центральной нервной системы. Порой для достижения того самого «пограничного состояния» люди творчества идут и на более серьёзные шаги, начиная от применения различного рода галлюциногенных и психотропных веществ растительного происхождения и заканчивая тяжелыми наркотиками.
Иногда им действительно удаётся «заглянуть за грань». Результаты – многочисленные безусловно талантливые произведения, родившиеся с помощью такого катализатора творчества. Вот только вернуться обратно, к своему прежнему Я, потом удаётся далеко не всем. Такова плата за прикосновение к гениальности…
Но, всё же, мало кому удаётся создать в результате подобных манипуляций действительно гениальное произведение (таких людей можно пересчитать по пальцам — как яркий пример могу привести лишь общепризнанного современного гениального классика, как всегда слабо понимаемого современниками, – Виктора Пелевина). Большинство же так и остаётся просто талантливыми творцами, до конца дней переживающими свои творческие драмы.
Однако факт остаётся фактом: огромное количество творческих личностей ходит по грани нормы и безумия. Это состояние даёт для них шквал импульсов и идей, которые они черпают из него. Это кладезь всего творчества, без которого они не мыслят своё существование. Как рассказывал гениальный математик, нобелевский лауреат Джон Нэш, ставший, впоследствии, прототипом персонажа культового фильма «Игры разума», возвращение человека к более рациональной фазе после длительного периода бредового мышления является «не слишком радостным». (Для понимания глубины и поистине космических масштабов этой проблемы, я адресую всех к небольшой беседе поэта и публициста Дмитрия Быкова с Джоном Нэшем, состоявшееся во время их случайной и неожиданной встречи в США).
А в завершение, приведём ещё одну гениальную фразу Джона Нэша:
«Рациональность мышления накладывает ограничения на отношения человека с космосом».
По-моему, что называется, «в десятку».
Больше интересных и увлекательных статей из областей психологии и философии читайте ЗДЕСЬ.
Читайте на нашем портале:
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Комментарии:
0