Феномен, механизмы и развитие зрительной памяти

29 Октябрь 2015

Комментарии:

4
 Октябрь 29, 2015
 4

    Человеческая память – одна из самых сложных и малоизученных подсистем нашего мозга. Механизмы её работы до сих пор остаются по большей мере загадкой. То, что мы реально знаем о возможностях и функционировании памяти составляет, по мнению большинства учёных лишь небольшую часть от её богатейшего потенциала.

dp-pamyat-02

Едва появившись на свет, ребёнок уже учится запоминать. Первые воспоминания, как правило, всегда связаны с мамой. С раннего детства наша память развивается вместе с нами, обогащаясь сама, и обогащая нас новыми яркими воспоминаниями. Данная статья постоянной ведущей раздела «ИСКУССТВО» дизайн-портала depo13 Юлии Чернухи рассматривает основные типы и виды памяти. Но основное внимание уделено главным образом зрительной памяти, её совершенствованию и развитию у детей. Впоследствии развитие этого типа памяти жизненно необходимо каждому художнику.

ТИПЫ И ВИДЫ ПАМЯТИ.

По самой распространенной и в то же время простой классификации существует пять типов памяти: слуховая, зрительная, осязательная, обонятельная, вкусовая. Поскольку это перечисление основных модальностей восприятия, эти виды памяти называют модальной памятью.

Рассмотрим вкратце все эти вышеперечисленные типы:

dp-pamyat-sluhovaya

Слуховая память — образная память, связанная с деятельностью слухового анализатора и направленная на запоминание звуков: музыки, шумов и т.д.

dp-pamyat-sluhovaya2

Зрительная память — образная память, связанная с деятельностью зрительного анализатора, направлена на запоминание всех зрительных образов.

dp-pamyat-01

Осязательная память – образная память, связанная с деятельность тактильных анализаторов. Здесь же можно упомянуть о двигательной памяти — психофизиологический процесс запоминания, сохранения и воспроизведения движений и их систем.

dp-pamyat-taktilnaya-01

Возможно также её соединение с другими типами памяти, например, тактильно-обонятельная.

dp-pamyat-taktilno-obonyatelnaya

Двигательная (моторная) память обеспечивает координацию и последовательность движений, лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков: ходьбы, письма, трудовых и профессиональных навыков.

dp-pamyat-motornaya


«««<ДИЗАЙН — ПОД КЛЮЧ!!!>»»»
КУХНИ, ПРИХОЖИЕ, ДЕТСКИЕ, ГАРДЕРОБНЫЕ, СПАЛЬНИ и многое другое…
Разработка проекта опытным дизайнером и обязательная 3-Д визуализация! При желании — ПОЛНЫЙ ЦИКЛ работ С АВТОРСКИМ НАДЗОРОМ!
Для вызова или вопроса дизайнеру — ЖМИТЕ ЗДЕСЬ

dp-pamyat-obonyatelnaya

Обонятельная память – образная память, связанная с деятельностью обонятельных анализаторов. Направлена на запоминание запахов. У человека, по сравнению с животными, значительно редуцирована.

dp-pamyat-obonyanie

Вкусовая память, в свою очередь, связана с деятельностью вкусовых анализаторов, и направлена на запоминание вкусов.

dp-pamyat-vkusovaya

Стоит ещё упомянуть об эмоциональной памяти. Эмоциональная память — память на пережитые чувства; способность запоминать и воспроизводить чувства. Эмоциональная память проявляется в закреплении и последующем (непроизвольном) воспроизведении тех или иных эмоциональных состояний. Установлено, что эмоционально окрашенные впечатления, человек хранит дольше всего.

dp-pamyat-emocionalnaya

У каждого человека все типы развиты по-разному, как правило, наиболее развит один или два, реже три, типа памяти. Например, человек лучше запомнит ту или иную информацию, если сможет прочитать её, другой – прослушав тот же самый текст. Очень редко встречаются люди, у которых все типы памяти были бы развиты одинаково хорошо.

По виду запоминания память подразделяется на кратковременную и долговременную.

Кратковременная память содержит воспоминания, хранящиеся лишь в течение нескольких секунд. Однако даже в тех ситуациях, когда нам нужно запомнить информацию лишь на короткое время, процесс запоминания включает три стадии: кодирование, хранение и извлечение.

Чтобы закодировать информацию в кратковременной памяти, надо сосредоточить на ней внимание. Поскольку мы избирательно направляем внимание, в кратковременной памяти будет содержаться только отобранный материал. Это означает, что многое из того, что воздействует на человека, никогда не попадет в кратковременную память и, конечно, не будет доступно для последующего воспроизведения. Действительно, многие трудности, обозначаемые общим термином «проблемы с памятью», на самом деле связаны с ослаблением внимания. Если, например, вы покупаете что-то в бакалее и кто-то позднее спрашивает вас, какого цвета были глаза у продавщицы, вы не сможете ответить, но не потому, что подвела память, а прежде всего потому, что вы не обратили внимания на ее глаза.


«««<БАЛКОНЫ — ПОД КЛЮЧ!!!>»»»

ПАНОРАМНЫЕ БАЛКОНЫ
Комплексное остекление, утепление и обшивка балконов. Металлопластиковые окна и двери. Входные и межкомнатные двери. Жалюзи, роллеты.
Для вызова или вопроса мастеру — ЖМИТЕ ЗДЕСЬ

Очень часто, чтобы лучше запомнить к слуховому восприятию требуется дополнительное приложение зрительной аналогии:

dp-pamyat-analogia

Итак, у кратковременной памяти две основные функции. Прежде всего, она хранит материал, необходимый на короткое время, и служит рабочим пространством для вычислений в уме. Другая ее возможная функция заключается в том, что она служит промежуточной станцией на пути в долговременную память. Кратковременная память быстро переполняется и возможность для повторения каждого элемента и переноса его в долговременную память значительно уменьшается. Поэтому только у первых нескольких элементов (и, иногда, у последних) есть дополнительная возможность перехода в долговременную память, и вот почему они позднее так хорошо из нее воспроизводятся. Таким образом, кратковременная память является системой, способной удерживать определённое количество информации либо в фонологическом (акустическом), либо в визуальном формате. Наконец, кратковременная память используется для хранения и переработки информации, необходимой для решения задач, а потому играет важную роль в процессе мышления.

Долговременная память необходима, когда информацию нужно удерживать или в течение всего нескольких минут (например, замечание в разговоре, сделанное ранее), или на всем протяжении жизни (например, воспоминания взрослого о детстве). В экспериментах с долговременной памятью психологи, в общем, изучали забывание по истечении нескольких минут, часов или недель, но было очень мало исследований, связанных с периодами длиной в годы и тем более десятилетия.

Что такое хорошая память

Когда проверяют, хорошая ли у вас память, в реальности обычно проверяют не вообще все память, а только ваше умение использовать зрительную и слуховую память. Типовое упражнение:

Как проверить, хорошая ли у вас память? Пусть кто-нибудь для вас напишет на бумаге 20 простых существительных. К примеру, Ложка, Кровать, Гитара, Корабль, Душ, Яблоко, Лампа, Слог, Машина, Ручка, Ухо, Нож, Коробка, Обои, Телефон, Собака, Иллюстрация, Ножницы, Блокнот, Брюки. Изучите список в течение полутора минут, либо пусть его вам кто-то прочтёт медленно два-три раза. Попытайтесь воспроизвести слова по порядку письменно или устно. Если вы запомнили от 18 до 20 слов, у вас отличная память. От 15 до 17 — хорошая память. От 10 до 14 запомненных слов — показатель того, что способности к запоминанию у вас средние. Меньше 10 — вы не умеете пользоваться своей памятью.

Касательно феномена зрительной памяти. Во многих статьях о формах и механизмах памяти утверждается, что зрительная память является ведущей в мозговой деятельности.

Или скорее, большая часть человечества ориентируется на нее, толи больше доверяют глазам. Но в механизме данного вида памяти действительно задействованы глубокие слои информационного уровня.

Такая мысль меня посетила после выполнения детьми в школе задания «портрет мамы»:

dp-pamyat-mama-01

dp-pamyat-mama-02

dp-pamyat-mama-05

dp-pamyat-mama-03

dp-pamyat-mama-07-1

Рисовали дети в классе, а на рисунках мамы вышли довольно похожими. Можно сказать, что их образы дети вынули из файлов своей памяти и изложили на бумаге. Естественно, эти портреты отличались от стандартного изображения лица. Ничего общего с известными пропорциями лица, академическим изложением, это- личное восприятие и изображение того, что  ощущается, а не рассматривается. Когда ребенок еще не знаком с тем как «правильно» рисовать портрет, он рисует «отпечаток» увиденного, обработанный его субъективным пониманием. Поэтому в детских работах можно наблюдать не столько внешнее сходство (как на фотографии), сколько внутреннее содержание. Бывает так, что мама, увидев свой портрет, исполненный ее чадом, сразу восклицает: так это же – я.

dp-pamyat-mama-06-1

dp-pamyat-mama-08

   Известно, что детеныши животных, первого кого увидят после рождения, запоминают его всерьез и надолго и воспринимают как родителя. Причем, удивительно, что они способны запоминать сложные изображения, (такие как полосы на шкуре зебры). И эта способность сохраняется на всю жизнь: в птичьих колониях родители легко находят своего птенчика среди сотни других. Таким же образом, дитя не спутает не с кем другим свою маму, а мама – своего ребенка. Но тут еще срабатывает невидимая связь мама-дитя, а не только память. Но, вернемся к нашей теме – зрительной памяти.

Зрительная память

Зрительная память — способность человека и других животных воспринимать и удерживать в памяти зрительные образы, воспроизводить их в своём сознании.

Есть такая пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Это не просто народная мудрость, это косвенное подтверждение того, что у большинства людей зрительная память доминирует над вербальной. Учёные выяснили, что около 60% людей лучше запоминают полученную информацию «на глаз», нежели «на слух». Давайте разберёмся, чем же зрительная память отличается от остальных видов и как она работает.

     Зрительную память по-другому ещё называют фотографической, так как она позволяет создать и сохранять образ увиденного объекта. К этому визуальному образу, как правило, добавляются ещё и дополнительные ощущения от других органов чувств, таких как: слуховые, обонятельные, тактильные и т.д. Феномен такой развитости и успешной работе зрительной памяти скрывается в самом принципе работы нашей памяти. Когда ребёнок только появляется на свет, он ещё не умеет ни говорить, ни ходить, ни распознавать объекты. В процессе взросления он начинает познавать окружающий его мир посредством зрения и складывающихся зрительных образов. Образное мышление полновластно доминирует приблизительно до четырёхлетнего возраста, далее к нему начинает подключаться приобретённое умение логически осмысливать и анализировать информацию.

     Несмотря на то, что до 80% всей информации мы воспринимаем через зрение, но далеко не все люди используют все его возможности. Тренированная зрительная память существенно расширяет возможности человека, давая ему своеобразную фору в учёбе, работе, да и просто в повседневной жизни. Тренированная зрительная память позволяет гораздо шире смотреть на какой либо объект, что делает человека более внимательным и сконцентрированным.

Упражнения для развития зрительной памяти

Путаете малознакомых людей, потому что не помните их лиц? Не в силах удержать в голове, как пишется слово «паллиативный»? Никак не удается запечатлеть в памяти схему метро, и вы то и дело выбираете неправильный переход? Во всем повинна зрительная память!

Зрительная память ‒ важный дар, который у одних развит от природы, а у других работает с грехом пополам. Но не отчаивайтесь: как и большинство умений, она вполне поддается тренировке с помощью системы упражнений.

Разбивайте картинки на отдельные элементы

Часть запомнить легче, чем целое, ‒ если вам трудно запечатлеть в памяти схему или картинку, вы можете разделить ее на несколько элементов и запомнить каждый из них. Отметим, что этот принцип давно используется при обучении различным задачам, требующим зрительной памяти. Например, студенты, изучающие китайские иероглифы, обычно жалуются на то, что им никак не удается запомнить, как пишется тот или иной из них. Однако так происходит лишь до тех пор, пока они не овладеют определенным набором так называемых «ключей» и «фонетиков». Обе категории включают в себя ограниченное число графических знаков, из которых состоит большая часть китайских иероглифов. Сведя десятки тысяч иероглифов к паре сотен ключей и фонетиков, студенты начинают запоминать письменные знаки гораздо быстрей. Тот же самый принцип пригоден и для запоминания большинства предметов, имеющих стандартную структуру. Вы можете запечатлеть в голове внешний вид человека, перечислив в уме сперва категории одежды, которая в данный момент на нем, ‒ например, «куртка, джинсы, кроссовки», а затем подвергнув такому же анализу каждый предмет одежды: «кроссовки белого цвета с тремя продольными синими полосками, с серыми шнурками» и тому подобное*.

Развивайте синестезию

Как звучит это здание? А какой вкус у этого оттенка цвета? Это больше, чем просто игра: связывая визуальные элементы с теми или иными звуками, запахами, тактильными ощущениями, вы заставляете мозг создавать сложные ассоциации, которые помогут ему отыскивать в памяти нужную вам информацию. Синестезия позволяет визуальным образам глубже «укореняться» в мозгу, поскольку ее использование заставляет одни нервные структуры одной сенсорной системы активировать структуры другой. Отметим, что способности к восприятию одних и тех же предметов при помощи разных сенсорных систем давно уже используются в повседневной жизни именно для того, чтобы облегчить нам запоминание: так, большинству людей легче запомнить ветки метро по их цвету, а не официальному названию, и именно ради этого карты метро в свое время стали делать не просто цветными, а именно с одними и теми же, «традиционными» цветами для каждой ветки. Развивая синестезию, вы усиливаете и свои способности к творчеству ‒ известно, что этим талантом зачастую владеют одаренные музыканты, писатели и художники***.

dp-pamyat-sinestesia

Рисуйте неправильные орнаменты

Хуже всего запоминаются те изображения и предметы, в которых отсутствует четкая логика. Есть люди, которые прекрасно ориентируются в Нью-Йорке или Петербурге, но теряются в Москве или Мадриде из-за того, что последним городам недостает регулярной планировки. Вот еще одно упражнение, которое лучше выполнять, начиная с детства ‒ уж слишком мощное влияние оно оказывает на развитие зрительной памяти. Возьмите кусок камня с неправильными узорами прожилок (вряд ли у вас под рукой окажется кусок мрамора или малахита, но можно использовать подробную фотографию этих минералов или скол обычного булыжника) и постарайтесь зарисовать его цветными карандашами на листе бумаги. Вы увидите, насколько это непростая задача: каждые две прожилки будут иметь свою форму, длину и толщину, цветовые оттенки. Придется попотеть. Когда нарисуете, уберите и оригинал, и рисунок ‒ а теперь попробуйте нарисовать поверхность камня по памяти. Не жалейте времени ‒ если первый рисунок по памяти окажется далек от совершенства, повторите упражнение еще несколько раз.

Запоминайте изображения как последовательности слов

Многие люди, которых подводит визуальная память, отличаются отличной способностью к запоминанию слов. Это упражнение построено не только на уже освоенном нами умении разбивать целые изображения на элементы, но и на способности нашего мозга подменять предметы символами. Если у вас не получается запомнить лицо шапочного знакомого, постарайтесь запомнить его как словесное описание, причем максимально подробное: «У него синие, с темными точками и красными прожилками глаза. Нос у него слегка курносый, на нем видны несколько веснушек. Губы у него потрескавшиеся, красные». Вербализация позволит упаковать ускользающие от визуальной памяти детали в ящики словесных описаний. Когда вы выучите эти фразы и начнете произносить их, ваш мозг поневоле будет представлять части лица, которым соответствуют эти определения, ‒ и, как вы заметите, ему будет легче восстанавливать в памяти реальный образ лица человека, нежели придумывать абстрактные картинки под эти описания.

Как развить детскую зрительную память

  Почему мы любим Новый год? Праздник-то собственно повторяется из года в год – тот же самый «Оливье» и Советское шампанское, те же поп-звезды на экранах телевизоров, та же самая зима… Однако мы его любим, ждем чего-то волшебного и запоминающегося, будто так и не перестали верить в Деда Мороза. Объяснить этот факт легко – любовь к этому празднику мы проносим из детства, когда праздничная мишура, украшение елки, карнавальные костюмы и загадочный волшебник в целом образуют сказку. Ожившее волшебство — это событие невероятно запоминающееся, эмоционально яркое. Именно поэтому во взрослом возрасте уже и не упомнишь, на какой именно из Новых годов в салате не хватило горошка, а елка осыпалась на неделю раньше. А вот детские ежегодные встречи праздника мы помним в точности до деталей – они всплывают в нашей памяти цветными, искристыми картинками.

Детство пестрит подобными воспоминаниями. Мы оставляли их в своей памяти не специально, но буря эмоций зафиксировала все до мельчайших подробностей. На этом принципе основаны упражнения на развитие зрительной памяти. Однако подготовка к школе уже не несет в себе столь волшебный образ, поэтому и успеваемость наших детей зачастую оставляет желать лучшего. Для того, чтобы развивать в ребенке его память, нужно следовать принципу самозапоминающихся событий. Яркость, эмоциональная радость – вот главные факторы, влияющие на полезные «отложения» в нашей голове, а в последствии и желание посещать уроки в принципе.

Оставим размытые фразы и разберемся на конкретных примерах.

Зрительная память в картинках

Итак, помним, что за основу любых занятий нужно брать неординарность, яркость и прочие факторы, вызывающие лишь положительные эмоции. А для начала, чтобы проверить запоминаемость ребенка возьмите около 15 картинок (на первых парах хватит и десяти). Разложите перед любопытствующим малышом картинки, изображающие уже знакомые ему предметы, и после 30 секунд спрячьте. Теперь пусть ребенок попытается назвать все из увиденных предметов. Названные семь предметов для аналогичного возраста – это достаточно хороший показатель, определяющий кратковременную память юного ученика. Ну а если проделать данное упражнение, но с проверкой через час, то вы сможете определить, как обстоят дела с долговременной памятью. Все те же семь предметов – отличный результат!

Найди отличия!

Известный прием, когда перед малышом раскладываются интересные предметы или любимые игрушки. Затем ребенка просят отвернуться и меняют состав или расположение вещей. Повернувшись к вам снова, юнец должен сказать, что же поменялось? Впоследствии эту игру можно усложнить и сделать более интересной. Проделывать подобное упражнение во всей комнате. Ребенок старается внимательно запомнить, где и какие предметы находятся в комнате, а после выходит из нее. Точно также – возвратившись через какое-то время, он должен найти все отличия.

Скопируй сам.

Повторение за другими свойственно ребенку и без каких-либо упражнений. Главное, чтобы образы, которые малыш старается повторить были положительными. Но для лучшей обучаемости и развития зрительной памяти, что называется «по указке» ребенку можно предложить порисовать. Пусть он изобразит не сложный предмет или фигуру, которую вы предварительно ему показали.

По итогам экскурсии.

Собираясь на очередную прогулку, предложите вашим детям внимательно рассматривать, все увиденное вокруг – магазины, деревья, людей. Придя домой вы можете посоревноваться в количестве запомнившегося. Кто из вас воссоздаст больше интересного, тот и получит конфету! Конечно же, это должен быть малыш! Но так или иначе вам будет понятно, на что способна зрительная память вашего юного домочадца. В старшем возрасте ребенка также можно попросить нарисовать картинку, «принесенную» с улицы, или все предметы, которые запомнились.

Человек-фотоаппарат

Такая игра будет занимательной для юных любителей супергероев, всемогущих роботов и прочих воображаемых персонажей. Задания для вашего суперагента могут появляться всегда и везде. В их основе должен лежать лишь один принцип, чтобы малыш запомнил предметы, а после – не видя их, старался повторить. Собственно, все упражнения на развития зрительной памяти основаны на такой игре!

Волшебные коробочки.

И в них вы будете запрятывать секретики. Возьмите несколько одинаковых коробок – даже если спичечных и склейте между собой. У вас получится мини-комод, в один из ящичков которого вы на глазах у ребенка что-то положите. Пусть это будет что-то очень любопытное или вкусное – для усиления интриги! Спустя некоторое время, когда ребенок вроде бы и забыл про секрет, попросите его назвать ящик, в котором находится предмет. Если найденная вещь вызывает у малыша интерес – ему будет интересно найти и получить ее в подарок или на десерт!

Какую бы вы игру не придумали на этот раз – для развития зрительной памяти требуется то или иное воссоздание увиденного. Таким образом, постепенно можно переходить и к цифрам и буквам.

Применяя вышеописанные нехитрые и, казалось бы, развлекательные упражнения, вы сможете не только подготовить голову своего малыша к учебным нагрузкам, но и усилить способность к запоминанию, привычку к этому на долгие годы.

Развивайте свою память и память Ваших детей.

С уважением,                                                                                                     Юлия Чернуха

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

4 responses on “Феномен, механизмы и развитие зрительной памяти

  1. Romanitro:

    Генетическая память отображается в количество нейронов и их связи друг с другом. Этот этап можно назвать этапом синтеза, в противовес начинающемуся сразу по его окончании этапу расщепления и уничтожения. Чем большей сложности удастся синтезировать структуру, тем большему ее удастся в дальнейшем научить, используя механизм саморазрушения.

    • E}{O:

      А полное расщепление и саморазрушение = склероз и старческое слабоумие? Это значит — уже всё знают но забыли что именно? 🙂

  2. mmoguider:

    Феномен детектора ошибок – феномен памяти, который проявляется в виде реакции мозга на отклонение деятельности человека от определенного плана.

  3. Thomasleags:

    Совершенно верно! Идея отличная, согласен с Вами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *