Дизайн — это умение правильно копировать?

26 Февраль 2015

Комментарии:

0
 Февраль 26, 2015
 0

От ред: Данная статья не случайно представлена первой в линии статей портала depo13, посвящённой непосредственно дизайну. И не случайно в конце названия стоит поставленный нами вопросительный знак. В оригинальной версии статьи вопросительного знака нет. Эта несколько провокационная статья, размещённая на сайте LoookAtMe молодым московским графическим дизйнером Сергеем Сургановым выбрана нами в качестве хэдлайнера материалов дизайн-блога отнюдь не за глубину освещения вопроса. И, скажем сразу, мы не разделяем столь радикальных взглядов, присущих молодому автору. Но как прелюдия к обсуждению самых острых и сложных вопросов, связанных с развитием направлений и сфер развития и применения дизайна — тема вполне подходит.


«««<ДИЗАЙН — ПОД КЛЮЧ!!!>»»»
КУХНИ, ПРИХОЖИЕ, ДЕТСКИЕ, ГАРДЕРОБНЫЕ, СПАЛЬНИ и многое другое…
Разработка проекта опытным дизайнером и обязательная 3-Д визуализация! При желании — ПОЛНЫЙ ЦИКЛ работ С АВТОРСКИМ НАДЗОРОМ!
Для вызова или вопроса дизайнеру — ЖМИТЕ ЗДЕСЬ

Итак:

Дизайнеры — циничные воришки

 

«Start copying what you love. Copy copy copy copy. At the end of the copy you will find yourself.»

Yohji Yamamoto

Я ВЫДЕЛЯЮ ДВА ТИПА ДИЗАЙНЕРОВ — те, которые выдумывают всё сами, и те, которые используют всё, что попадается под руку: чужие образы, идеи, интерфейсные элементы, цветовые схемы, графические приёмы. Кто из них успешнее? Даже Джонатан Айв, один из величайших дизайнеров наших дней, не стремался искать вдохновение в работах другого великого дизайнера, Дитера Рамса.

nyusha01001

nyusha01002

Между вдохновением и воровством пролегает очень тонкая грань. Выдавать чужую работу за свою — плохо. Делать свою на основе чужой — хорошо.

«Всё давно уже сказано, но так как никто не слушает, приходится постоянно возвращаться назад и повторять всё сначала»
— Андре Жид

Шрифтовые дизайнеры,к примеру, постоянно копируют друг друга. Вальбаум сделан с оглядкой на шрифты Жан-Батиста Бодони, а тот в свою очередь вдохновлялся работами Фирмена Дидо, который, опять же, очень любил шрифт Баскервилль. Все три гарнитуры были сделаны буквально друг за другом; да ладно, они даже лично знали друг друга.

nyusha01003

nyusha01004

nyusha01005

А суперпопулярная Гельветика (о которой даже сняли фильм) всего лишь копия Акциденц-Гротеска. Впрочем, обыватель с трудом отличит Helvetica от Arial, от Akzidenz-Grotesk или Helios. Типичная шутка шрифтовика: «Сделаю татуировку Helvetica шрифтом Arial. Первая женщина, которая меня поправит, станет моей женой.» Всё то же самое относится и к трендам в веб-дизайне (с кого началась повальная мода на параллакс?), и к проектированию пользовательских интерфейсов. История уже не помнит изобретателя hamburger button, зато эта кнопка встречается практически в любом современном мобильном приложении и уже проложила свою дорогу на веб-сайты.

nyusha01006

Но патентные тролли не дремлют, поэтому Twitter в целях собственной защиты от исков запатентовал суперпопулярный жест pull to refresh. Хотя используют его теперь вообще все (даже Apple), теперь можно не бояться. Действительно хорошие дизайнерские решения всегда становятся форматом.

Одно из самых точных определений разницы между клонированием и форматом дал известный дизайнер Артемий Лебедев (прим.ред.):

«Существует клонирование. Это когда просто берут чужую структуру, картинки и (иногда) меняют текст. С другой стороны, существует формат. Это набор правил, свойств и функций, присущих (в нашем случае — визуально) какому-либо виду. Например, мы всегда отличим газету от других печатных изданий. Ее типичные признаки — особая бумага, черно-белая печать, крупный логотип на первой полосе, верстка колонками, разные размеры заголовков, мелкий наборный шрифт, отсутствие скрепок и т.д. Нельзя утверждать, что «Известия» — это клон «Правды». Практически все веб-каталоги похожи на «Яху», создатели которого придумали самый удобный способ подачи рубрикатора: две колонки со ссылками на основные подрубрики. Остальные каталоги похожи на «Яху» не потому, что являются клонами, а потому, что они выглядят как каталоги. А «Яху» просто был первым. Трудно сделать рояль, не похожий на рояль, или сотовый телефон, в котором сложно узнать сотовый телефон. Разница в удобстве, качестве, красоте и пр. Все брюки похожи, но никому в голову не придет назвать их клонами. В какой-то момент кто-то создает дизайн, настолько хорошо отвечающий поставленной задаче, что последователи вынуждены его повторять с минимальными изменениями. Это формат. Нужно не бояться повторить чью-то схему, а уметь придумать каждый раз что-то новое.» nyusha01007

Использование чужих картинок — это ещё и быстрый способ собрать прототип своей идеи. Наскриншотить кусочки с существующих сайтов и собрать их в новый эффективнее, чем рисовать вайрфреймы. Эта штука ещё называется «Прогрессивный джипег». Особенное развитие это получило в стартап-тусовке, где очень важно обкатать идею, прежде чем вложить в неё миллионы долларов. Известный стартап Dropbox, который стоит сейчас миллиарды долларов, начинался с фейкового видеоролика. Создатели этого сервиса взяли существовавшие на тот момент наработки софта по синхронизации данных и упростили их до невозможности. Они собрали ядро аудитории, не вложив ни копейки в разработку, и в итоге уделали всех. Читайте книгу Lean Startup. Но речь не только о графическом дизайне. Подход «сделать из готовых модулей» лежит в сердце любого конструктора. Существующие решения задают систему координат, в которой можно быстрее и точнее решить поставленную задачу. Попробуйте, к примеру, игру 5 Card Nancy, которую придумал Скотт Макклауд, автор лучшей в мире книги о комиксах. Или, если вы хоть когда-нибудь мечтали сделать свою компьютерную игру, придумайте что-нибудь на основе бесплатной графики для игровых разработчиков. Очень много можно говорить о разного рода заимствованиях и в такой творческой сфере, как музыка. Причём речь порой идёт о такого рода тонкостях, что абсолютно точно провести грань между похожестью и плагиатом не могут даже специалисты.

«Приложение Page Layers позволяет конвертировать любой сайт в PSD-макет со слоями. Хотя текстовые слои и преобразуются просто в картинки, сам по себе инструмент впечатляющий. И, к сожалению, облегчающий воровство чужого дизайна.» Юрий Ветров

Даже эта колонка вся составлена из чужих картинок, идей и ссылок. Это, в свою очередь, частная реализация метазнания — «знания о знании» (идея позаимствована из интервью с Аланом Купером. Знать, где подсмотреть и кого спросить важнее умения выдрачивать иконки. Будьте хитрее и делайте меньше.

Или берите пример с матушки-природы:

dizajn-eto-umenie-pravilno-kopirovat-02

Вот уж, поистине, дизайнер, который не боится копировать!


«««<БАЛКОНЫ — ПОД КЛЮЧ!!!>»»»

ПАНОРАМНЫЕ БАЛКОНЫ
Комплексное остекление, утепление и обшивка балконов. Металлопластиковые окна и двери. Входные и межкомнатные двери. Жалюзи, роллеты.
Для вызова или вопроса мастеру — ЖМИТЕ ЗДЕСЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *